Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Антушев Н. Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкаго моста и Большой Лубянки в Москве. М., 1897. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Автор: Антушев Н.
Год издания: 1897


Антушев Н. Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкаго моста и Большой Лубянки в Москве. С 20-ю фототипическими рисунками на шести таблицах. Составил священник Николая Антушев. М., Университетская типография, 1897. VIII, 316, [2] c.; 6л. илл., план. 21,2 x 14,7 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. На титульном листе владельческий штамп «профессор Борис Аркадьевич Егоров».

Библиография: Международная книга, 65-1656.


Книга принадлежала известному кардиологу, профессору Борису Аркадьевичу Егорову, проходившему среди прочих обвиняемых по «делу врачей» в 1952 г.

Составитель книги Николай Антушев, священник Введенской церкви и историк, подготовил свое издание к 750-летию Москвы и 400-летнему юбилею со дня основания храма, в котором служил. Перу Н.Антушева также принадлежит книга «Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря» (М., 1885).

Автор собрал весь доступный ему материал для «летописи», в которой представлены разносторонние сведения о Введенском храме, начиная с первых лет его существования. Церковь была построена по личному указу московского государя Василия III в 1514 году. Ее архитектором был Алевиз Фрязин Новый, строитель Архангельского собора в Кремле, Предтеченской церкви в Замоскворечье и др. В 1747-1750 гг. храм подвергся значительной перестройке. Н.Антушев использовал документы архивов и библиотек, устные свидетельства, печатные публикации.

Повествование начинается с истории тех мест, где в начале XVI века была выстроена Введенская церковь: Кузнецкой слободы, Кучкова поля, Рождественского и Сретенского монастырей. Н.Антушев обращается к летописным свидетельствам, чтобы достоверно установить время закладки каменного храма. После походов Ивана III и его сына Василия Ивановича Псковская и Новгородская республики были присоединены к Московскому государству и в Москву вывели несколько сот семей новгородцев и псковичей. Великий князь "подал им дворы по Устретенской улице" и "не промешал с ними ни одного москвитина". Здесь образовалось поселение псковичей, где они построили Введенскую церковь на площади у пересечения Кузнецкого моста и Большой Лубянки. В 1551 году Введенская церковь стала одним из семи московских соборов, учрежденных для решения духовных дел каждого из семи сороков, на которые была тогда поделена Москва Стоглавым собором.

Особенно интересна судьба церкви в XVII в. Во время Смуты поляки сожгли ее. Однако вскоре после освобождения Москвы она была восстановлена Дмитрием Пожарским и стала его собственной приходской церковью. 26 октября 1612 года князь поставил во Введенском храме чудотворный список со знаменитой иконы Казанской Божьей Матери. Сам Дмитрий Пожарский жил напротив церкви, в сохранившихся до наших дней каменных палатах. И именно туда, на Лубянку, дважды в год - 8 июля, в праздник обретения Казанского образа, и 22 октября, в праздник победы русского воинства и спасения Москвы - ходили из Кремля с крестным ходом. После перенесения иконы в Казанскую церковь на Красной площади, в память о пребывании чудотворного образа во Введенской церкви патриарх Филарет установил на Лубянку особый крестный ход, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил во Введенскую церковь к вечерне.

От XVII века сохранилось много весьма ценных документов, которые были использованы автором для освещения истории, как самой церкви, так и ее прихода. Они рассказывали о перестройках и обновлениях храма и его убранства. Важные сведения заимствованы автором из писцовых, метрических и приходно-расходных книг. Исторический очерк повествует о личностях многих клириков, прихожан и церковных старост. Н.Антушев опубликовал описание книг, икон и церковной утвари, которые к концу XIX века находились во Введенской церкви. Церковь была снесена большевиками в 1924-1925 гг.