|
Белоликов В.З. Инок Никодим Стародубский. (Его жизнь и литературная деятельность). Киев, [тип. Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве»], 1915. XXIII, [2], 470, 59, 3 с. 25 х 17 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На титульном листе автограф автора: «Глубокоуважаемому о. Архимандриту Гавриилу на добрую память о добрых отношениях. Проф. Белоликов. 24.II.1927».
Василий Захарович Белоликов (1887-1937) - историк церкви, профессор Киевской духовной академии. Занимался различными проблемами раскола и старообрядчества, а также историей церкви XVIII века. Ему принадлежат монографии о старообрядцах-иноках поповского согласия Герасиме Картамышеве и Никодиме Стародубском.
В настоящей работе исследователь изучает фрагменты истории раскола времен Екатерины II. В это время в связи со смягчением политики государства в отношении старообрядцев их экономическое и социальное положение улучшилось, старообрядцы выросли численно, среди них появились крупные предприниматели, сосредоточившие в своих руках промышленность и торговлю.
Сложнее обстояло дело с культовой жизнью в расколе происходило дальнейшее дробление различных течений старообрядчества на толки и согласия. В.С.Белоликов изучает историю разделения беглопоповского согласия, в результате которого появилось единоверие.
Коренной проблемой для старообрядцев-поповцев было получение законного архиерея, который мог бы рукополагать священников. В эпоху Екатерины II важную роль в этом вопросе сыграл Стародубский инок Никодим (1745-1784). Ему принадлежала одна из самых видных ролей в поисках законного священства. Он был противником нововведений московских старообрядцев в приеме беглых попов и энергичнее всех вел с этим борьбу как в своих сочинениях, так и в устной полемике на соборах. Инок Никодим первым приходит к мысли заимствования законного священства только от русской церкви и о соединении с нею через это заимствование. Таким образом, именно Никодим стоял у истоков единоверия.
Как и полагается неординарной личности, он имел сложную и неоднозначную судьбу. Никодим неоднократно менял свою конфессиональную принадлежность, перейдя из православия в старообрядчество и внутри него сменив несколько согласий. Он тяжело уживался со своими оппонентами и до конца отстаивал свою точку зрения, к каким бы серьезным конфликтам это ни вело.
Через всестороннее изучение противоречивой натуры своего героя, его взглядов, отразившихся в литературном творчестве, и действий В.З.Белоликов раскрывает с новых ракурсов историю появления единоверия. Исследование, в основе которого лежит старообрядческая полемика по вопросам священства и сближения с никонианской церковью, опирается на обширный круг новых, не введенных до тех пор в научный оборот источников.
Основное место в работе уделено изучению психологического и духовного облика инока Никодима, противоречивую личность которого сложно понять с первого раза. Поиск истины для него являлся первостепенной необъоодимостью, именно это приводило, по мнению автора, к переменам в настроениях и взглядах, к острым душевным переживаниям.