Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., 1907. Прижизненное издание, первая книга религиозного цикла Н.Бердяева. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Экземпляр Д.С.Озерцовского.

Автор: Бердяев Н.А.
Год издания: 1907


Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. Спб., издание М.В.Пирожкова, 1907. L, 233, [2] c. 22 х 14 см. Прижизненное издание, первая книга религиозного цикла Н.Бердяева. На титульном листе владельческая подпись: «А.Озерцовский, Баку, 18/IV/1942г.» и владельческая печать: «Дмитрий Сергеевич Озерцовский. Профессор. Доктор медицинских наук». В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Дмитрий Сергеевич Озерцовский (1899-ок.1971) – выдающийся психиатр, педагог и клиницист. Дед Дмитрия Сергеевича, получивший европейское образование, был военным психиатром, собирателем редких книг, имел склонность к занятиям наукой. Рано выслужив генеральский чин, он одно время сотрудничал с В.М.Бехтеревым и опубликовал в соавторстве с ним несколько научных работ. В гимназии Д.С.Озерцовский подружился с Михаилом Булгаковым и сохранил эту дружбу на многие годы. Среди знаменитых пациентов Озерецковского были Врубель, Есенин, Маяковский и другие. В 1939 году Д.С.Озерецковский защитил докторскую диссертацию и был приглашен на должность заведующего кафедрой психиатрии недавно открытого Азербайджанского медицинского института. Вскоре стал главным психиатром Минздрава АзССР. Одним из свидетельств масштаба педагогического таланта и человеческого обаяния Дмитрия Сергеевича может служить признание одного из бывших офицеров НКВД, который осуществлял негласный надзор за деятельностью беспартийного номенклатурного работника в Азербайджане. По долгу службы он посещал весьма популярные у студентов лекции профессора. Лекции произвели на него настолько сильное впечатление, что побудили изменить профессию и стать психиатром. В 1958 году вернулся и заведовал кафедрой Ленинградского медицинского института.

Настоящее издание - одна из первых работ Николая Бердяева, в которой было сформулировано ведущее для всей последующей деятельности философа понятие «нового религиозного сознания». Впервые термин появился в небольшой одноименной статье 1905 года, но полностью раскрыт в книге, которая была издана два года спустя. Вопрос отношения между человеком, религией и церковью оставался для Бердяева актуальным всю последующую жизнь. Эта книга стала первой в религиозном цикле Бердяева и повлияла почти на все его последующие сочинения. Наиболее выражено это влияние в книгах «Смысл творчества» (1916), и серии эмигрантских сочинений «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1941) и другие.

Феномен «нового религиозного сознания» проявился в качестве заметного и важного течения Серебряного века. Представление о глобальном мировоззренческом кризисе русской интеллигенции было весьма неоднозначным. С одной стороны, он воспринимался как умирание религии в условиях светски-приземленной реальности, а с другой – как кризис утраты высших религиозных ценностей в условиях прагматичного мира. В этих условиях произошло сближение Н.А.Бердяева с бывшей редакцией журнала «Новый путь» (запрещен цензурой) в лице Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, Д.Ф.Философова и А.В.Карташева. Результатом этого объединения стал журнал «Вопросы жизни», к которому примкнули и другие сторонники Бердяева, отошедшие от марксизма и радикальных настроений: С.Н.Булгаков, С.А.Аскольдов, А.С.Глинка. Считается, что это объединение и положило начало тому явлению, которое впоследствии будет названо «Русским религиозно-философским возрождением».

Концепция «нового религиозного сознания» Бердяева выступала философской основой для «Вопросов жизни». Обновление религиозного сознания и переход к религиозному действию, во имя устроения Царства Божия на земле, освящения земной жизни, преодоления неправды социального бытия человека становятся общепризнанной идейной платформой в рамках «нового религиозного сознания». Однако конкретные пути осуществления этой идейной платформы трактовались представителями движения отнюдь не одинаково, что в дальнейшем привело к нарастающим разногласиям и рассыпанию кружка.

В настоящем издании Н.Бердяев резко противопоставлял себя официальному православию. Вместе с тем он весьма скептично относился к мистицизму и попыткам создать альтернативную Церковь, полагая, что для этого еще нет реальных оснований. Он считалл, что чаяние нового Откровения нельзя выдавать за данность. Также в противовес группе Мережковского Бердяев занимал осторожную позицию в отношении русского революционного пафоса. В этом он сближался с умеренным крылом русских социал-демократов, солидаризируясь с позицией С.Булгакова, П.Струве, С.Франка, выступивших впоследствии с критикой революционно ангажированной интеллигенции в приобретшем огромную известность сборнике «Вехи» (1909). Надо отметить, что в дальнейшем Н.Бердяев создает свою, оригинальную философско-религиозную концепцию, основу которой составили идеи Свободы и Творчества, понимаемого как высшее жизненное предназначение и оправдание человеческого бытия.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – знаменитый философ, яркий религиозный мыслитель, публицист. С 14 лет он полюбил чтение философских книг и осознал свое призвание – быть философом. Аттестат об окончании гимназии он получил со второй попытки, в возрасте 20 лет. У него не было строго философского образования: один курс проучился в Киевском университете на физико-математическом факультете, затем - на юридическом. Активно занимался самообразованием. Участвовал в студенческой политической и общественной деятельности, за что был на три года выслан в Вологду под надзор полиции. В ссылке произошел его переход от марксизма к идеализму. Н.А.Бердяев - участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. В 1910-1911 г.г. участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, организованного Е.Трубецким и М.К.Морозовой, издававшими журнал «Путь». В 1922 г. Н.А.Бердяев был выслан за границу, жил в Париже. С 1941 г. семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.