Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Булгаков Ф.И. Картины К.Е.Маковского. [Спб., 1892]. В издательском переплете с золотым тиснением на крышках и корешке. Отличная сохранность.

Автор: Булгаков Ф.И.
Год издания: 1892


Булгаков Ф.И. Картины К.Е.Маковскаго. [Спб., типография А.С.Суворина, 1892]. 11 с.; 22 л. илл. 32 x 24 см. В издательском переплете с золотым тиснением на крышках и корешке. Отличная сохранность.


Федор Ильич Булгаков (1852-1908) был не только блестяще эрудированным искусствоведом, но и известным писателем, а также историком книги. Он являлся членом Общества любителей древней письменности. Многосторонние интересы Булгакова привели его на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. Целый ряд составленных и изданных Ф.И.Булгаковым книг стал знаковым для своего времени. Им написан первый в России труд по всеобщей истории книги («Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства». Спб., 1889), издавалась «Художественная энциклопедия» (Спб., 1886-1887) - первый опыт справочника в русском и европейском искусствоведении.

Ф.И.Булгаков был широко известен как автор-составитель иллюстрированных монографий-альбомов, посвященных русским художникам современной ему эпохи. В этой серии увидело свет настоящее художественное издание, в котором собраны многие шедевры выдающегося русского живописца, Константина Егоровича Маковского (1839-1915). К моменту выхода альбома Маковский находился на вершине своего художественного мастерства. Ф.И.Булгаков представил в этом альбоме лучшее, что было создано художником на тот момент. Настоящий альбом стал, по существу, первым серьезным каталогом произведений К.Е.Маковского, отразившим достижения художника. Большая часть картин Маковского, подобранных для альбома Ф.И.Булгаковым, была впервые представлена здесь в комплексе. Что-то удалось достать и из частных коллекций: произведения Маковского находились в собраниях П.М.Третьякова, Д.В.Стасова, в галерее К.Т.Солдатенкова, императорских собраниях и коллекциях русской аристократии. В издании приведены списки картин Маковского, которые выставлялись на академических выставках с 1867 по 1890 гг., а также на Всемирных выставках с 1872 по 1882 гг.

На высококачественных репродукциях представлены такие полотна, как портрет жены художника (1881), портрет «Алексеич» (1882), картины «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883), «Смерть Иоанна Грозного» (1888). Картина «Болгарские мученицы» стала откликом на события русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876) была создана Маковским под впечатлением от путешествия в Египет. На ней запечатлено пышное религиозное шествие в восточном городе. Такие полотна с отображением бытовой экзотики, яркостью типов, этнографической точностью были характерны для кисти К.Маковского.

Содержание альбома показывает, что особое место в творчестве К.Е.Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, вплоть до представителей высшей аристократии и членов императорского дома. Многие подобранные Ф.И.Булгаковым портреты подчеркивают, как Маковскому удавалось блестяще передавать обстановку, наряды, дорогие ткани и меха. Он старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, не приукрашивая искусственно их облик. Кроме того, целый ряд опубликованных в альбоме полотен говорит о любви художника к исторической живописи. Хорошо известны так называемые «боярские жанры» Маковского. В этом стиле выполнены некоторые полотна на разные сюжеты допетровской русской истории: К.Е.Маковский следовал в русле популярного в 1880-1890-х гг. неорусского стиля, получившего распространение в разных сферах искусства. Один из современников назвал Маковского «живым и вдохновенным комментатором Забелина и Соловьева». В то же время, исторические сюжеты приобретали на его полотнах несколько театрализованный оттенок. К.Е.Маковский и его семья любили устраивать костюмированные приемы и балы в старорусском стиле, когда гости облачались в старинные костюмы. Эти маскарады давали художнику идеи, сцены для будущих картин.

К.Е.Маковский в 1858 г. поступил в Петербургскую Академию Художеств. В 1863 г. он примкнул к числу участников «бунта четырнадцати», выступивших против консервативной академической атмосферы, и покинул стены учебного заведения. В том же году он стал членом петербургской Артели художников, возглавляемой И.Н. Крамским. В 1870 году Маковский стал членом-соучредителем Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Большое внимание Маковский уделял жанровой живописи, написав множество человеческих типажей, сценок народного быта («Бедные дети», «Наставление матери», 1869; «Дети, бегущие от грозы», 1872; «Селедочница», 1867), среди которых лучшей считается картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869). С 1880-х гг. К.Маковский выставлял свои произведения самостоятельно, занимая независимую позицию по отношению к «передвижникам» и Академии. Маковский был известен как страстный коллекционер, собравший множество весьма интересных и ценных предметов антиквариата (часть их после смерти владельца разошлась по крупнейшим музеям). Предметы старины играли важную роль в эстетизации жилой среды художника, а его мастерская отражала особенности жизни художника-артиста, далекие от обывательской повседневности.