Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Бутурлин С.А., Ивашенцов А.П. Охота с камерой: Фотографирование живой природы. В 2-х частях. Спб., 1912. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Бутурлин С.А., Ивашенцов А.П.
Год издания: 1912


Бутурлин С.А., Ивашенцов А.П. Охота с камерой: Фотографирование живой природы. В 2-х частях. Спб., типография В.Я.Мильштейна, 1912. VIII, [4], 236 с., с илл. 23,3 х 15,7 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Книга написана классиками русской дореволюционной охотничьей литературы С.А.Бутурлиным и А.П.Ивашенцовым. В первой ее части, написанной С.А.Бутурлиным, рассмотрены способы фотографирования различных представителей живой природы: растений, насекомых и беспозвоночных, рыб, млекопитающих, но, прежде всего, птиц. С тем уровнем развития фототехники, который был в начале ХХ века, процесс съемки представителей дикой природы был весьма непрост. Вот как, например, снять бабочку на цветке? Она не будут ждать, пока Вы установите треногу, камеру, выдержку и наведете фокус. Но если бабочку поймать накануне, ночью держать в темном месте, а на заре подготовить «съемочную площадку» с цветами на балконе, заранее настроить камеру, то можно снять несколько кадров просыпающегося с первыми лучами солнца насекомого. Автор рассказывает, что интересно и актуально снимать и как это делать. В то же время уже были факты использования камеры по принципу ловчего капкана, когда проходящий по ночному лесу зверь задевал спусковой механизм и камера срабатывала сама, даже вспышку можно было заставить сработать в нужный момент.

Наибольшее внимание С.А.Бутурлин уделяет фотографированию диких птиц, их гнезд, птенцов. Он опирался на опыт знаменитых исследователей-фотографов дикой природы Б.Битама, Ф.Чапмана и других мастеров. Уже были отработаны различные способы съемки в условиях дикой природы, учитывающие особенности физиологии и поведения пернатых. Например, птицы почти не имеют обоняния и ведут дневной образ жизни. Автор приводит массу ценных сведений об их поведении, что значительно облегчает задачи фотографа: они не умеют считать более, чем до двух, их несложно обвести вокруг пальца, соорудив подвижное укрытие вблизи гнезда. Птицы боятся объектива, он напоминает глаз, а также малейшего движения и вообще всего необычного, но они быстро привыкают к новому и статичному, а вскоре, видимо, забывают о своих прежних страхах и осторожности. Приучать птиц не бояться камеры можно с помощью муляжа, установленного на месте за некоторое время до съемки. Автор рекомендует не снимать птицу сразу, когда она возвращается в гнездо, а выждать, пока та освоится и станет спокойна, тогда она перестает воспринимать звуки из укрытия фотографа, не сопровождающиеся движением.

Необычайно увлекательной является фотоохота «скрадом», когда фотограф приближается к гнездам птиц открыто, однако пытаясь не испугать их и вызвать любопытство. К колониям пернатых, гнездящихся на скалистых морских берегах, стоит приближаться, медленно двигаясь как можно ниже к земле, например, на четвереньках или по-пластунски, но чтобы они видели вас еще издали. Прямое движение часто вызывает беспокойство, поэтому стоит двигаться зигзагом. В этом способе «медленная степенность движений, первейшее условие успеха», тем более, когда фотограф начинает снимать.

Работа фотографа в горах требует альпинистского снаряжения. Это «один из самых волнующих и бодрящих отделов фотографирования живой природы». Здесь дело не в сложности процесса, а в здравомыслии и подготовленности фотографа, в надежности его помощников. Веревка, на которой спускают фотографа, должна быть с серьезным запасом прочности. Так, Б.Битам для работы в горах специально заказывал тросы в Ньюкастле, и делали их из лучшей манильской конопли. Одна такая веревка длиной 200 футов весила около 15 кг. У него также был специальный пояс, позволявший двигаться на тросе в разные стороны и даже переворачиваться вниз головой. Фотографирование на природе не представляет сложности, если камера готова к работе до появления птиц, стоит учитывать только изменения характера освещения летом и зимой. Особенно затруднительна была фотосъемка летящих птиц, требовавшая правильного выбора экспозиции. Мало шансов было снять летящую птицу на близком расстоянии. Ее и в наши дни непросто навести на фокус. Для съемки энергично летящих птиц на достаточно близком расстоянии годились камеры с максимальной на тот момент экспозицией в 1/1200 секунды, но и в этом случае крылья птицы выглядели часто в виде простой туманности. Больших успехов в съемке полета птиц еще в конце XIX века добился доктор Марей. Он специально конструировал аппараты с экспозицией в 1/8000 секунды. Автор говорит и о перспективности киносъемки дикой природы.

Во второй части книги, написанной А.П.Ивашенцовым, рассказывается о различных типах фотокамер и работе с ними. Он отслеживал все новинки в этой области и познакомил читателей со всеми последними разработками в области фотографии. В то время стали особенно востребованы недавно появившиеся зеркальные камеры и ручные фотоаппараты. Были созданы и первые специальные камеры для фотоохоты, имевшие очень большое фокусное расстояние. Появились также и «телефоты», имевшие объективы с фокусным расстоянием свыше одного метра. Наибольшее внимание автор уделил практике работы и собственным опытам съемки в разных погодных и природных условиях. Камеры разнообразных конструкций позволяли запечатлеть почти любые свето-эффекты. А.П.Ивашенцов экспериментировал и с устройством камер, заказывал фотоаппараты по собственным чертежам. Кроме того, фотограф начала ХХ века был достаточно свободен в своих возможностях вторжения в устройство аппарата. Он мог делать изменения конструкции в зависимости от своих задач. Автор учитывает все мелочи, вес камеры и ее функциональность, стоимость камеры и ее отдельных механизмов. Рассмотрены модели и устройство всех самостоятельных частей камеры: затворов, штативов, объективов, светофильтров и лабораторного оборудования, пластинок и пленки. Описаны тонкости процесса съемки, сложности при установлении выдержки, когда фотограф должен работать при естественном и искусственном освещении. Уделено внимание цветной фотографии: описан интерференционный способ съемки и проявления, созданный во Франции доктором Липманом, - единственный на тот момент, дававший действительную передачу цветов. Также автор уделяет внимание процессам обработки негатива и печатанию снимков, проблеме фотоувеличения.

Сергей Александрович Бутурлин (1872-1938) - юрист, выдающийся российский орнитолог, путешественник и охотовед, автор работ по систематике птиц России и охотничьему хозяйству, член ряда российских научных обществ. С 1888 г. в «Охотничьей газете» стали появляться его первые исследования о птицах и охоте. В 1894 г. с Золотой медалью окончил Петербургское Императорское училище правоведения. В 1897-1900 г.г. Бутурлин работал над собственным определителем «Синоптические таблицы охотничьих птиц Российской империи». В эти же годы, совместно с конструктором оружия А.П.Ивашенцовым, он занимался изучением пулевого охотничьего оружия.

Александр Петрович Ивашенцов (1858-1913) - знаменитый оружейник, создатель модели бескуркового охотничьего ружья, носившей его имя. Закончил в 1878 г. Императорское училище правоведения, сделал успешную юридическую карьеру, но увлечение стрелковым оружием превратилось во вторую специальность, и в этой области он приобрел подлинное признание. Люди, близкие к нему, поражались диапазону его увлечений: охотник и фотограф, блестящий знаток оружия и фотоаппаратуры, конькобежец и велосипедист, любитель гребного спорта и собак. Модель ружья, разработанная А.П.Ивашенцовым, выпускалась Ижевским и Тульским оружейными заводами. В начале ХХ века А.П.Ивашенцов становится пионером «фотоохоты» - нового хобби и вида спорта, получившего широкое развитие лишь в наши дни. А.П.Ивашенцов изучил фототехнику, химические процессы фотопечати и сам сконструировал универсальную стереоскопическую камеру. Свои знания он изложил в книге «Охота с камерой. Фотографирование живой природы».