Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Чамберлэн Г.С. Евреи, их происхождение и причины появления в Европе. Спб., 1907. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.

Автор: Чамберлэн Г.С.
Год издания: 1907


Чамберлэн Г.С. Евреи, их происхождение и причины появления в Европе. Перевод с немецкаго. Издание четвертое. Спб., издание А.С.Суворина, 1907. IV, 248 c., с илл. 17,4 х 11,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.


Европейская расовая философия пережила очередной пик популярности в конце XIX века связи с влиянием книг Хьюстона Стюарта Чемберлена. Источником вдохновения автора послужили сочинения Томаса Карлейля и созданный им образ «расы господ». В 1899 г. вышел один из самых известных трудов Х.Чемберлена «Основы девятнадцатого века», сделавший расовое учение приемлемым и достойным уважения для немцев с высшим образованием. "Основы" Х.Чемберлена стали необычайно популярны в Германии после того, как император Вильгельм II назвал их монографией величайшей важности. Немецкие критики восхваляли книгу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и необычайную проницательность автора. В Англии, на родине автора, она подверглась яростным нападкам.

В основе теории Х.Чемберлена лежала философия романтизма, ностальгия о до-индустриальной эпохе - невинном времени, когда человек жил в гармонии с природой. Утерянный мир, однако, еще мог восстановиться из сохранившихся представителей арийской расы. Обобщенные достижения XIX века в рамках экономического, технологического и научного прогресса стали результатом достижения все той же арийской расы. Прогноз на будущее, согласно Х.Чемберлену, предрекал неизбежную в XX веке войну за мировое господство между арийцами и представителями других рас: евреями, азиатами, чернокожими.

Настоящее издание, как и другие сочинения Х.Чемберлена, оказало огромное влияние на Европу. На русском языке до 1910 г. книга «Евреи, их происхождение и причины появления в Европе» издавалась пять раз. В нее вошли очерки, касающиеся истории евреев в древности, Средневековье и Новом времени относительно общей канвы истории народов, условий жизни и занятий, сформировавших национальный характер и внутреннюю идентичность евреев, определяемую Х.Чемберленом скорее не через происхождение, а через философию и центральную идею. Именно в этой книге автор впервые остановился на критике иудаизма и евреев как отдельной нации, наиболее подробно изложив свои взгляды на сионизм.

Основной темой книги стало изучение еврейского влияния в Европе, которое автор назвал «одним из самых жгучих вопросов» рубежа веков. Ссылаясь на поколения немецких философов, Х.Чемберлен называет евреев «вечно чужим для европейцев народом», связанным законом далеких земель. Обвинение в ростовщичестве не является здесь самым главным, более автора беспокоят вопросы порабощения евреями юстиции, науки, торговли, литературы и искусства. Основной опасностью для Европы названо значительное влияние иудейства на христианство на протяжении всей его истории, равно как и в современный автору период. Как и некоторые другие немецкие писатели его поколения, Х.Чемберлен отрицал еврейское происхождение Христа.

В рамках теории Х.Чемберлена раса являлась результатом сложного процесса смешения кровей и следующим за ним соблюдением закона чистокровности, а также действия историко-географических условий. Чтобы полнее всего отразить настоящее «еврейской расы» (которая именуется в книге «homo judaeus» в противовес «homo syriacus», «homo europaeus» и «homo arabicus») в книге рассмотрена история развития и дифференциации еврейского народа. Еврейская национальная история, говорит Х.Чемберлен, «подобна беспрерывному процессу отделения» - характер еврейского народа становился со временем все более обособленным, формируя особые свойства «семитического духа» – «страстность душевных движений, упорную волю, веру в свои права и преимущества перед другими, эгоистический душевный склад», являющийся помехой для совершения возвышенной духовной деятельности.

На взгляды Х.Чемберлена во многом оказал влияние знаменитый зять автора - композитор Рихард Вагнер, известный не только своими музыкальными сочинениями, но и радикальным антисемитизмом. Музыка Вагнера действовала на Х.Чамберлена с силой религиозного откровения и, как он сам писал позднее, заставила его осознать «вырождение французской культуры» и величие немецкой. Родная Британия казалась ему холодной и черствой, в противовес Германии, в культуре которой он чувствовал особую духовность, привнесшей лучшее в человечество. В Париже им было организованно общество изучения Вагнера, до того мало известного во Франции. Многие утверждения Х.Чемберлена были восприняты Адольфом Гитлером и заимствованы в «Майн кампф». Гитлер вместе с видными представителями своей партии даже присутствовал на похоронах Х.Чемберлена.

Хоустон Стюарт Чемберлен (1855-1927) – один из создателей «расовой теории». Родился в Англии, в юности был страстным франкофилом. Из-за плохого влияния английского климата на здоровье путешествовал по европейским лечебным курортам в сопровождении своего прусского наставника Отто Кунца, познакомившего будущего писателя с немецкой культурой и историей. В юности вел долгую дискуссию с Бенджамином Дизраэли, сторонником приоритета врожденных прав англичан, как высшей расы, перед правами человека. Изучал ботанику, зоологию, астрономию, стал автором нескольких известных научных работ, в которых признавал, что наука все же не в состоянии объяснить все явления мира природы без признания божественной «жизненной силы» (как, например, работу водопроводящих тканей в наземных растениях). Был сторонником «доктрины вечного льда», согласно которой большинство тел в Солнечной системе покрыты льдом. Отчасти из-за поддержки Х.Чемберлена эта теория обрела поддержку Третьего Рейха. После 1891 г. жил в Германии. Предпринял несколько попыток войти в общества пангерманистов и почитателей Вагнера, однако в первый раз был отвергнут из-за не-немецкого происхождения и английского акцента. После выхода книги «Основы XIX века», провозгласившей превосходство арийцев и угрозу со стороны евреев, интегрировался в немецкое общество одним из идеологов расовой теории.

Отличительной чертой произведений Х.Чемберлена является идеализированный, почти мифический образ Германии как земли любви, и немецкой культуры, подарившей человечеству лучшие идеи, таланты, произведения искусства. По утверждению многих современников и исследователей, он был более немцем, чем сами немцы. Х.Чемберлену принадлежит несколько работ о композициях Вагнера, с которым он стал дружен в середине жизни, а также его биография.