Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Циолковский К. Дирижабли. Калуга, 1931. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Циолковский К.
Год издания: 1931


Циолковский К. Дирижабли. Калуга, Калужская тип. Мособлполиграфа, 1931. 32 с. 15,8 х 11,1 см. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.


Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - великий российский ученый-самоучка, далеко опередивший свое время (его многие считали «чудаком» и «маниаком»); изобретатель, основатель нового направления в науке – экспериментальной аэродинамики, создатель теории реактивных аппаратов. Ему принадлежит теоретическая разработка конструкции цельнометаллических дирижаблей и других воздухоплавательных аппаратов. Его изобретения часто отвергались в России, но повлияли на мировую аэронавтику. В Германии Цеппелин в начале ХХ века использовал идеи и расчеты Циолковского для создания собственного дирижабля. На базе его идей и исследований впоследствии стала развиваться теоретическая космонавтика. Циолковский первым предложил применять двухступенчатую систему ракеты для достижения первой космической скорости, дал стройное математическое описание такого "космического ракетного поезда".

Позднейшие работы ученого работы традиционно выделяются биографами как философские, впрочем, сам К.Э.Циолковский такое разделение отрицал. Называя себя "чистейшим материалистом", ученый стремился отрешиться от всего неясного, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки. На этой основе базируются его труды о строении Вселенной как сложного механизма, и всех населяющих ее атомах, неразрывных в единстве материи и духа. Будущее человечества он тесно связывал с покорением Космоса и невероятным усовершенствованием человеческих обществ. Циолковский не просто верил, но и на основании математических подсчетов точно знал о существовании неземных форм жизни, многократно превосходящих человечество по уровню развития. Он был глубоко убежден, что победа разума неизбежна, а вслед за ней и воцарение мира и всеобщего благоденствия. Оригинальные взгляды Циолковского большую часть его жизни неохотно принимались современниками, шумная слава пришла к нему только во втором десятилетии XX века. К этому периоду относится большая часть его самостоятельно опубликованных работ.

В своем труде "Дирижабли" К.Э.Циолковский размышляет об истории воздухоплавания и делит существующие дирижабли на три разновидности по типу материалов, используемых для оболочки, содержащей газ: из мягких материалов (прорезиненной ткани); из жестких (брезента); из полужестких (основание из твердого каркаса и мягкая верхняя оболочка). Описаны основные недостатки жестких дирижаблей: хрупкость, подверженность возгоранию, слабая вертикальная управляемость. Американские дирижабли с металлической наружной оболочкой (разработки Цеппелина), совершившие к 1929 г. кругосветное путешествие, оцениваются положительно. Любимым детищем К.Э.Циолковского был проект цельнометаллического дирижабля с изменяемым объемом. Разработкой дирижаблей ученый занимался почти всю свою жизнь, предрекая им большое будущее. Экономически выгоды дирижаблей по сравнению с самолетом или другими конструкциями, требующими больших затрат и мощностей, по мнению автора, были несомненны. Предположительно, такая конструкция могла предохранить внешний корпус от деформации, позволила бы избежать "киляния носом", обеспечила изменение объема для транспортировки грузов различной тяжести. К сожалению, конструкция оказалась слишком сложна для производства, поэтому К.Э.Циолковский никогда не увидел воплощения своего проекта.

Несмотря на неудачи с практическим воплощением идей изобретателя, его теоретические и философские работы нашли отклик среди современников. Наибольшая их популярность пришлась на преклонный возраст ученого. Два последних десятилетия своей жизни он активно переписывался с зарубежными коллегами и с отечественными популяризаторами науки на самые разнообразные темы. Для облегчения связи с корреспондентами на большинстве обложек своих изданий К.Э.Циолковский публиковал свой адрес, а в конце книги помещал отзывы на книги и собственные комментарии по спорным вопросам. Настоящее издание не является исключением. Восторженные отзывы поклонников К.Э.Циолковского помещены в конце книги.