Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Диминский С.Я. Евреи, их вероучение и нравоучение. Спб., 1893. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Диминский С.Я.
Год издания: 1893


Диминский С.Я. Евреи, их вероучение и нравоучение. Издание второе. Спб., типография И.Н.Скороходова, 1893. LXXXIII, [2], 218 с. 17,1 х 10,5 см. Тираж 1012 экземпляров. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На авантитуле дореволюционный штамп: «Библиотека Донской духовной семинарии».

Библиография: Международная книга, 75-150.


Степан Яковлевич Диминский (1839-1886) - знаток еврейской литературы и жизни, сын священника Волынской губернии. Окончил Волынскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В 1863-1866 г.г. преподавал в Минской духовной семинарии, затем занял место акцизного надзирателя Минской губернии, а с 1885 г. был чиновником по судебным делам при Киевском акцизном управлении. Был членом Минской комиссии по еврейскому вопросу, куда входили как представители власти, так и специалисты по еврейской религиозной традиции из евреев и русских. По роду службы он проводил судебную экспертизу книг, документов и частной переписки на еврейских языках.

Компетентность автора в проблематике еврейских текстов не отрицали и его оппоненты-евреи. С.Я.Диминский стал первым русским исследователем, который знакомил российских читателей с основами талмудической традиции. Его магистерская диссертация «Исследование о Талмуде» - первое русскоязычное исследование на эту тему (появилось отдельным изданием в 1869 г.). В то время С.Я.Диминский был одним из немногих русских исследователей, кто мог читать памятники иудаизма в подлиннике на еврейских языках. Его выводы по поводу моральных основ талмудического иудаизма были неблагоприятны по отношению к евреям, но это было первое русское исследование в данной области, притом очень субъективное и детерминированное христианской идеологией и, очевидно, общим негативным отношением автора к иудаизму. По его мнению, враждебность государственных законов и христианского общества лишь сплачивают еврейский народ и делают его сильнее, поэтому не служат ассимиляции и смягчению отношений иудаизма и христианства.

Первое издание настоящей книги вышло в 1891 г., посмертно. Ее выход мог быть связан с обострением в русском обществе антисемитских настроений в начале 1890-х г.г. Первое и второе издания совпали по времени с изгнанием по воле Московского градоначальника великого князя Сергея Александровича значительной массы евреев из Москвы и Московской губернии в 1892 г. В союзной на тот момент Франции происходил сходный процесс, получивший наиболее мрачное воплощение в деле, начатом в 1894 г., о предательстве офицера Генштаба А.Дрейфуса, растянувшемся на 12 лет, потрясшем и расколовшем общество.

Сам автор не планировал издание своей книги, он назвал ее «Запиской», что могло подразумевать ее служебное назначение. Кроме того, работа не была окончена. Публикация книги вызвала резкий протест либерально настроенных кругов общества, которые восприняли ее как юдофобскую. С открытой критикой первого издания выступил философ В.С.Соловьев. Но его выступление осталось едва ли не единственным авторитетным, хотя и оказалось недостаточно аргументированным.

Книга С.Я.Диминского ярко раскрывает проблематику «Свой-Чужой» в отношениях христиан и иудеев. Автор направляет свои утверждения и выводы против талмудического иудаизма, видя в нем доктрину, враждебную христианству. Но автор не отходит от научного метода исследования, ищет основы положений Талмуда в Торе и исторические причины, которые вели к их трансформации. Он кратко знакомит читателей с историей создания Мишны и Талмуда. Но центральная группа текстов, которые анализирует исследователь - это Шульхан Арух - кодекс практических положений Устной Торы. С.Я.Диминский стал первым российским исследователем, обратившимся к этому кодексу.

Основной аспект, с точки зрения которого рассматривается автором талмудическая мораль, - это отношение еврейской общины к неевреям и те моральные нормы, которые действуют в этой связи. Автор выступает оппонентом еврейских ученых и богословов, занимавшихся популяризацией еврейской традиции в русском обществе и доказывавших, что иудаизм по моральным установкам и ценностям мало чем отличается от христианства. С.Я.Диминский представляет нравоучение Талмуда весьма односторонне, только в части взаимоотношений евреев с неевреями, а вернее, с идолопоклонниками, к которым в средневековых иудейских общинах было однозначно суровое и бескомпромисное отношение. Судить обо всей этической системе иудаизма по лишь малой группе установлений, касающихся "Чужого", было абсолютно неправомерно, хотя и актуально с позиций автора, издателя и эпохи. В XIX веке иудаизм существенно менялся под воздействием внешних вызовов и наиболее жесткие установления Шульхан Аруха по отношению к неевреям становились, скорее, данью истории и продолжали действовать лишь номинально.

Возможно, что исследование С.Я.Диминского стало откликом на появление в первой половине 1880-х г.г. известной группы текстов, существовавших под названиями «Шульхан Арух» или «100 законов Шульхан Аруха» - компилятивных сборников, содержавших особенно много статей, посвященных проблеме "Свой-Чужой", происходящих, якобы, из подлинного «Шульхан Аруха». В них градус враждебности намеренно был завышен. Эти тексты восходили к книге "Еврейское зерцало", составленной и опубликованной в Германии в 1883 г. Ароном Бриманном - человеком, неоднократно менявшим конфессиональную принадлежность и осужденным за подлог. Книга повлекла за собой громкое судебное разбирательство, став одним из главных источников для создания конспирологической теории о еврейском заговоре.

В книге С.Я.Диминского представлен набор стереотипных взглядов на Талмуд, иудейское мировоззрение и этику. Все ее содержание укрепляло общественную нетерпимость к евреям. Логичный вывод из его работы: необходимость радикального обновления еврейства, заключающаяся в примирении нравственных норм талмудического иудаизма с нормами христианства. Утверждая противоположность христианской и иудейской религиозных традиций, ученый призывает к изучению иудаизма на основе еврейских подлинников и, следовательно, к хорошей языковой и культурной подготовке специалистов в этой области, что было для его времени и российских условий важным новшеством.

Издатель книги - Иероним Иеронимович Ясинский, журналист, писатель, талантливый и плодовитый, но беспринципный, за что и подвергавшийся жесткой критике современников, считавших его ни во что не верящим циником. И.И.Ясинский начинал свою писательскую карьеру как демократ и либерал, но уже в середине 1880-х г.г. отошел от этого направления. В эстетических взглядах он становится приверженцем символизма, а в политических - сторонником охранительного движения, развившегося в эпоху Александра III. Самая любопытная метаморфоза произошла с ним после Октябрьской революции - в 1920 г. писатель вступил в партию большевиков, участвовал в работе Пролеткульта, перевел поэму Ф.Энгельса «Вечер».