Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Дягилев С.П. Д.Г.Левицкий. 1735-1822. / Русская живопись в XVIII веке. Т. I [единственный]. Спб., 1902. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка работы Л.Бакста, книжные украшения К.Сомова. Золотой обрез. Отличная сохранность.

Автор: Дягилев С.П.
Год издания: 1902


Дягилев С.П. Д.Г.Левицкий. 1735-1822. / Русская живопись в XVIII веке. Т. I [единственный]. [Спб., в типографии Спб. Общества печатн. дела в России, 1902]. [6], 92, [2], 35 c.; с илл. в тексте и 67 илл. на отдельных листах. 32,2 х 27 см. Тираж 400 экз. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка работы Л.С.Бакста. Шмуцтитул работы К.А.Сомова. Золотой обрез. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 72-728.

Первый том в запланированной С.П.Дягилевым серии о русских художниках XVIII века был началом грандиозного проекта в отечественном искусствоведении. С.П.Дягилев первым из русских искусствоведов всерьез обратился к этому периоду как к началу истории русского парадного портрета. В конце XIX - начале XX в.в. в среде художественных критиков русские живописные работы XVIII столетия считались не столько национальными, сколько подражательными. Произведения Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, М.Шибанова были рассеяны по всей России и довольно слабо представлены в музеях и художественных галереях. Искусствовед В.В.Стасов писал о портретистах XVIII века: «Напрасный пустоцвет, без корней, сорванный в Европе и пришпиленный для виду в петлицу русского кафтана». А.Н.Бенуа отмечал «малый интерес, проявленный до сих пор к творчеству таких старых мастеров», и сетовал на то, что «вовсе не существует серьезных и дельных исследований, касающихся в высшей степени драгоценных работ этих художников».

В процессе подготовки настоящего издания С.П.Дягилевым была проведена колоссальная работа по поиску и атрибуции портретов Д.Г.Левицкого. Большая часть картин находилась в частных собраниях. Последний список известных работ художника, составленный для выставки Д.Г.Левицкого 1870 г., во многом потерял актуальность: более чем за тридцать лет многие владельцы картин переменились, портреты были проданы или переданы по наследству.

В процессе поиска произведений С.П.Дягилев написал несколько обращений через журнал «Мир искусства» для нахождения неизвестных портретов (и получил 21 ответ), отправил письма всем тем лицам, у которых мог предположить нахождение уже известных работ (36 ответов), в 1901 г. разослал около 600 обращений начальникам губерний и уездным предводителям с просьбой о содействии (28 ответов). Дальнейшая работа заключалась в определении авторства найденных полотен. Трудность заключалась в том, что Д.Г.Левицкий часто оставлял свои работы неподписанными.

В частных коллекциях С.П.Дягилев обнаружил 30 портретов весьма низкого качества, которые были неверно приписаны Д.Г.Левицкому только «из-за того, что на них изображены полные звездоносцы в пудренных париках». Ошибки случались и в собраниях крупных российских музеев - музее Императора Александра III и Портретной галерее Гатчинского дворца. Как свидетельствует С.Лифарь, С.П.Дягилев «установил принадлежность Левицкому девяноста двух портретов, двух копий, исполненных великим мастером, и пятнадцати портретов, настоящее местонахождение которых неизвестно». Среди них оказались 35 портретов, которые были описаны и воспроизведены впервые.

По итогам работы С.П.Дягилевым была составлена первая хронологическая таблица работ Д.Г.Левицкого с 1769 по 1818 г.г. Ко всем найденным портретам написаны обширные комментарии, касающихся изображенных лиц, судеб самих портретов, выставок, в которых они участвовали, и известных копий. Большая часть сведений была почерпнута в документах, мемуарах, исторических монографиях, особое внимание было уделено характеристике бытовой стороны, «рисующей эпоху и передающей ее дух». В предисловии С.П.Дягилев писал: «Цель настоящего издания состоит не в том, чтобы воскресить какой-то выхваченный эпизод из истории русской живописи, но чтобы наиболее полно представить важнейший и блестящий период ее процветания, обильный поразительными талантами».

В настоящем издании помещены не только знаменитые в наш век картины, созданные Д.Г.Левицким, но и портреты самого художника работы В.Л.Боровиковского и И.Е.Яковлева, а также факсимиле его письма. Книга вышла ограниченным тиражом. Всего было напечатано 400 экземпляров, 100 из которых приобрела Императорская Академия художеств. За этот труд С.П.Дягилев в 1904 г. получил Большую Уваровскую премию от Академии наук.

Задуманный проект не был реализован полностью: второй и третий тома истории живописи так и не удалось издать. Добиваясь высокого качества иллюстраций, С.П.Дягилев не скупился печатать их в лучших отечественных и зарубежных типографиях. В итоге была создана книга высочайшего качества, но ее цена оказалась слишком высока. Стоимость второго и третьего тома должна была составить 50 рублей, в то время как годовая подшивка журнала «Нива» с приложениями стоила в десять раз меньше.

Несмотря на то, что второй и третий тома серии не были выпущены в печать, С.П.Дягилев впоследствии использовал опыт, приобретенный при создании настоящей книги. Он как никто из современников знал визуальный образ эпохи и русских портретистов XVIII века. В 1904 г. им была организована масштабная историко-художественная выставка, посвященная русскому искусству и обществу XVIII столетия, которая объединила около 2000 портретов.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) - выдающийся художник, один из первых русских портретистов. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии художеств и оказал влияние на развитие П.И.Соколова, В.Л.Боровиковского и Г.И.Угрюмова. Его талант высоко ценили современники, чьи портреты были собраны в настоящем издании. Д.Г.Левицкий пользовался уважением Екатерины II, Павла I, Александра I. Он избежал печальной участи многих русских живописцев XVIII века, надолго и несправедливо забытых: это имя не исчезало из памяти потомков. Для многих поколений его творчество стало олицетворением всей русской портретной школы XVIII столетия, высших достижений отечественной культуры.