Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Елагин Н.В. Искандер Герцен. Берлин, 1859. Книга впоследствии не переиздавалась, в течение нескольких лет была запрещена. В полукожаном перелете эпохи. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Елагин Н.В.
Год издания: 1859


[Елагин Н.В.]. Искандер Герцен. Берлин, типография Карла Шультце, 1859. [IV], 263 с. 17,5 x 11,5 см. Книга впоследствии не переиздавалась, в течение нескольких лет была запрещена. В полукожаном перелете эпохи. Хорошая сохранность. Редкость. Отсутствуют с. V-XIII с предисловием. Вероятно, предисловие имелось не во всех экземплярах: см., например, один из экземпляров РНБ, в котором также нет предисловия.

Библиография: Международная книга, 74-251.

Инициатором и автором настоящего издания являлся чиновник особых поручений при Главном управлении цензуры Николай Васильевич Елагин (1817-1891), считавшийся одним из наиболее консервативных цензоров своего времени. Книга была напечатана без указания авторства в открывшейся в 1856 г. русской типографии К.Шультце в Берлине. Издание вышло в Пруссии, поскольку в российской печати имя А.И.Герцена было запрещено даже упоминать. Таким образом, издание представляло собой образец свободной печати. Часть тиража распространялась в Германии и Франции, но большая часть его, около 3000 экземпляров, попала в Россию.

По словам Н.В.Елагина, сочинение свое он написал «в опровержение клеветы и разрушительных замыслов Герцена, направленных к ослаблению веры, к низвержению всякой власти и ко введению в России анархии». Несколько экземпляров издания он отправил начальнику III Отделения, шефу жандармов князю В.А.Долгорукову, через него они попали к императору Александру II.

Свой полемический труд Н.В.Елагин обильно снабдил цитатами из псалмов, Евангелий, Ветхого Завета, сочинений святых отцов, однако много в нем цитат и из самих произведений А.И.Герцена, с помощью которых иллюстрируются общественно-политические и философские взгляды писателя-революционера. Он видит в статьях А.И.Герцена некоторые положительные черты - «дельные замечания... на разные недостатки нашего общественного организма». Однако ценность их значительно снижалась из-за «лживых выходок и преувеличений» А.И.Герцена. Н.В.Елагин стремится доказать, что «самые блестящие теории социалистов жалки и бессмысленны» по сравнению со словом Божьим. Главной задачей критика было выставить А.И.Герцена преступником, врагом христианской религии, материалистом, ниспровергателем самодержавного государства.

В первой главе сборника «Философия революции и социализм Искандеровой школы» Н.В.Елагин рассматривает статью «Что такое государство», опубликованную в одном из выпусков «Полярной звезды» А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Основной тезис Н.В.Елагина заключается в утверждении, что государство основывается на врожденном человеку свойстве всегда подчиняться нравственному и умственному превосходству другого человека. Это превосходство и стало причиной возникновения монархии.

Вторая статья посвящена разоблачению безнравственности «Полярной звезды». Н.В.Елагин продолжает придерживаться прежней тактики, пытаясь отражать герценовскую критику политического строя России с христианских позиций, обличая развратного и «лжемудрого» лондонского изгнанника.

В третьей статье Н.В.Елагина рассматривается известный публицистический сборник А.И.Герцена «С того берега». В ней автор комментирует религиозные убеждения А.И.Герцена, в тоне проповеди разоблачает натуру этого «заблудшего» человека, осуждает его приверженность либерализму, который считает восстанием против законов.

Заключительная статья сборника посвящена общему «исследованию» личности А.И.Герцена, причин его озлобленности против России и царящих в ней порядков. Здесь Н.В.Елагин рисует любопытный и яркий «психологический» портрет незаконнорожденного сына помещика, повесы и вольнодумца. Ребенок от недостатка воспитания и любви уже в юности возненавидел закон и возвел свой эгоизм и самолюбие в высшую степень, он жертва несчастных обстоятельств, а поэтому достоин только жалости и сочувствия.

Прочитав сборник, А.И.Герцен назвал его «сквернословием синодальных писателей и семинарских риторов». По его словам, читая эту книжку, они с Н.П.Огаревым «целый вечер катались со смеха». В русскоязычной европейской прессе автора памфлета высмеивали, сборник называли «неприличным сочинением». В России цензурное ведомство дало разрешение на продажу этого издания только в 1862 г. по личному указу императора и просьбе министра народного просвещения А.В.Головнина. Легализация такого издания предоставляла определенный доступ к идеям и мыслям А.И.Герцена, хотя и в тенденциозно интерпретированном виде.

Некоторое количество книг Н.В.Елагин выслал своему соратнику П.Д.Дягилеву, финансировавшему издание, в Пермь. П.Д.Дягилев, предок знаменитого мецената и создателя нового русского балета, в одном из писем Н.В.Елагину сообщал о том, что «яд» сочинений А.И.Герцена проник уже в Пермскую семинарию. В Перми П.Д.Дягилев занимался распространением книги, например, среди арестантов местной пересыльной тюрьмы.