Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Евлампий, еп. Страстная седмица с Лазаревою субботою и неделею Ваий, или поучения на каждый день Страстныя седмицы с Субботы Лазаревой до Великой. М., 1851. В картонажном переплете эпохи. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Евлампий, еп.
Год издания: 1851


Евлампий, еп. Страстная седмица с Лазаревою субботою и неделею Ваий, или поучения на каждый день Страстныя седмицы с Субботы Лазаревой до Великой, Евлампия, епископа Вологодскаго и Устюгскаго. М., в типографии Александра Семена, 1851. 209 с. 21,7 х 14,8 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В картонажном переплете эпохи. Тройной золотой обрез. Хорошая сохранность. На обороте пустого листа, предшествующего титулу, орешковыми чернилами, почерком, видимо, келейника ярославского архиепископа Евгения: «Получена от Автора 12 Апреля 1851». На пустом листе, предшествующем авантитулу, орешковыми чернилами, возможно, почерком архиепископа Евгения: «1851 года Июля 10 дня Сия книга благословлена и подарена от ярославскаго архиепископа Евгения». Экземпляр представляет историческую ценность. Редкость.


Страстная седмица - самый скорбный и, одновременно, торжественный и ответственный период Великого поста, когда верующие вновь и вновь проживают вслед за Христом самую страшную неделю в его жизни, время, когда он был предан, мучен, венчан тернием и распят. Но за этой неделей сурового поста и слезной молитвы приходит Пасха и Воскресение. Каждый день ее наполнен событиями Священной истории, которые верующие христиане не просто вспоминают, но и проживают мысленно и эмоционально. Каждое событие ее имеет как прямой, так и символический смысл. Главные преимущества поучений владыки Евлампия – их простота и историзм, теплота и искренность. Духовный писатель добивается полной прозрачности всех пластов смысла Святого Писания, дает возможность читателю зримо представить последнюю неделю земной жизни Христа, всю меру его славы и скорби.

Автор доступно и убедительно рассказывает о прямых и символических смыслах каждого события, тесно связанных со всеми остальными, замыкающимися в неразрывную цепь божественной закономерности и в какой-то мере предопределения. Так, главный смысл воскресения Лазаря в том, что истинные друзья Христовы, посвятившие себя вере и молитвам, ведущие праведную жизнь, не умрут, смерть их будет подобна сну, а за ней настанет Воскресение. Затем: шествуя в Иерусалим, Христос намеревался воцариться не в чувственном Иерусалиме, но в небесном, духовном. Из каждого события Страстной седмицы владыка Епифаний делает практический вывод для верующего, прямое руководство к поступкам. Он говорит о качествах души, которые следует воспитывать. Так, автор на примерах из жизни Христа рассуждает о свойствах и действии кротости.

Евлампий (Петр Никитич Пятницкий; 1794-1862) - иерарх Русской православной церкви, архиепископ Тобольский и Сибирский. Родился в семье сельского приходского священника Ярославской епархии. В 1816-1820 г.г. учился в Московской духовной академии. Окончил ее со степенью магистра богословия. В 1822 г. принял монашество, был библиотекарем Московской духовной академии, профессором и ректором Вифанской духовной семинарии. Являлся образцом благочестивой жизни, имел много последователей среди своих студентов. Так, из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество. С 1833 г. епископ Екатеринбургский, а с 1844 г. епископ Вологодский и Великоустюжский, с 1852 г. архиепископ Сибирский и Тобольский. Он часто произносил живые и содержательные проповеди, что привлекало прихожан на богослужения. Епископа уважали даже многие староверы, которых было много на Урале и в Сибири. Видимо, это происходило, в частности, и потому, что Евлампий вел службу по старому обычаю - долго, как это было заведено и у старообрядцев. Особенной продолжительностью и торжественностью отличались его архиерейские службы, они могли длиться до шести часов. Это было непривычно для членов клира и вызывало большое недовольство. В 1856 г. епископ ушел на покой и поселился в Свияжском Богородицком монастыре.

Евгений (в миру Андрей Евфимович Казанцев; 1778-1871) - весьма авторитетный иерарх Русской православной церкви, зарекомендовавший себя строгостью, честностью и праведной жизнью; духовный наследник митрополита Платона (Левшина), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837-1853), архиепископ Тобольский и Сибирский (1825-1831). Надо сказать, что в далекую, запущенную и дикую Тобольскую епархию вл. Евгений был назначен по личной просьбе после того, как ему трижды во сне являлись близкие люди и просили его туда поехать. В Сибири архиепископ налаживал церковное делопроизводство, богослужение, строил церкви и открывал церковные школы, занимался миссионерской деятельностью среди коренных народов. Он много путешествовал по Западной Сибири с ревизиями, лично посещая самые дальние ее уголки, неоднократно возникали опасные ситуации, в которых он мог погибнуть. К владыке Евгению в бытность его на Ростово-Ярославской кафедре приходили просить благословения многие представители черного и белого духовенства, не только Ярославской епархии, но и из других областей. Во многом путь архиерейского служения епископа Евлампия проходил через те же места и регионы, что и у архиепископа Евгения. Интересно, что назначение вл. Евлампия в Сибирь происходит после 1851 г., когда, как косвенно свидетельствует одна из записей на книге, возможно, состоялась его личная встреча с вл. Евгением.