Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Глинка Д. Наука о человеческом обществе. Спб., 1870. Первое издание на русском языке. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Глинка Д.
Год издания: 1870


Глинка Д. Наука о человеческом обществе. Сочинение Дмитрия Глинки, российскаго чрезвычайнаго посланника и уполномоченнаго министра в Бразилии. С четвертаго, вполне переделаннаго издания перевел П.А.Бибиков. Спб., печатня В.Головина, 1870. ХХХ, 395 с. 19,7 х 12,8 см. Первое издание на русском языке. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. На обложке сухим штемпелем тиснено имя владельца: «Аркадий Аркадьевич Заворов» (дворянин, владел поместьем Лопастино в Весьегонском уезде Тверской губернии).


Дмитрий Григорьевич Глинка (1808-1883) - русский дипломат, социолог, писатель, действительный тайный советник. Сын профессора Дерптского университета Григория Андреевича Глинки. Образование получил в Благородном пансионе при Петербургском университете, где был учеником своего дяди по матери, декабриста В.К.Кюхельбекера. В начале 1825 г. поступил на службу в Коллегию иностранных дел и занимал в русских миссиях должности в Копенгагене, Стокгольме, Берлине. Будучи сторонником союза России, Франции и Пруссии, Д.Г.Глинка старался препятствовать антирусской политике прусского министра иностранных дел барона фон Мантейфеля. Был секретарем русского посольства в Лондоне. В 1856 г. в чине тайного советника назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром в Рио-де-Жанейро. В апреле 1871 г. перемещен на такую же должность в Лиссабон. Д.Г.Глинка имел высшие ордена: св. Станислава 1-й ст. (1855), св. Анны 1-й ст. (1860), Владимира 2-й ст. (1866) и Белого Орла (1875).

В 1842 г. в Париже Д.Г.Глинка издал на французском языке книгу, ставшую плодом 30 лет его размышлений, изучения истории, международной политики и философии. Для российских читателей книгу перевел на русский язык Петр Алексеевич Бибиков, признанный в свое время самым талантливым и въедливым интерпретатором европейской научной литературы. Она была издана под заглавием «Наука о человеческом обществе».

Д.Г.Глинка предложил оригинальную и очень смелую для своего времени концепцию права и свободы, противоположную взглядам немецких ученых-метафизиков. Он перевел взгляды на эти понятия в плоскость социально-политической дискуссии, намеренно заострив и доведя до крайностей собственные суждения. Размышления на этот счет он стремился поставить на твердое историческое основание, изучая современное общественное устройство всех народов, имевших государство, а также политические и правовые традиции Европы, начиная с их зарождения в Античности.

Главная особенность социальной теории Д.Глинки заключается в том, что он разграничивает понятия права и свободы. По его мнению, идеи права и свободы управляют всеми общественными отношениями, находятся в постоянной борьбе друг с другом и вступают в различные комбинации. Право создается разумной волей, которая направляется на вещественный предмет и оставляет на нем следы труда. Но право становится только тогда правом, когда оно проникнуто идеей. В этом случае оно начинает развиваться по законам логики.

Полному развитию права противодействует идея свободы, вытекающая из принципа одинакового духовного достоинства людей. Свобода – протест против права. В этом смысле она ведет к отрицанию личного права, поглощению собственности в пользу общества, т.е. опять-таки к рабству личности. В действительности ни одна из этих идей никогда не может совершенно уничтожить другую, но значительное преобладание одной из них обуславливает или деспотизм (основанный на праве), или террор (опирающийся на идею свободы).

Автор рассматривает с этих позиций практику международного права и обращает внимание на ее основное противоречие. В международном праве действует право сильного навязывать условия слабому. Но все это существует якобы с целью уменьшить роль силы и войны в решении международных вопросов, снизить взаимную агрессию обществ. Из-за внутреннего противоречия идей права и силы так не происходит, и число войн растет. Следовательно, в международном праве право силы является слабой стороной, с которой нужно бороться.