Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия в четырех действиях. С предисловием А.С.Суворина. Спб., 1886. Тираж 460 нумерованных экземпляров. Экз. № 275. В полукожаном переплете эпохи с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Грибоедов А.С.
Год издания: 1886


Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия в четырех действиях. С предисловием «Горе от ума и его критики» А.С.Суворина. Спб., издание А.С.Суворина, 1886. [8], LXXII, 9-176, XXIII с. 23,6 х 16,3 см. Экземпляр № 275, изданный на великолепной слоновой бумаге. «Этого издания напечатано всего 460 экземпляров: На слоновой бумаге - 400; На голландской бумаге - 35; На японской бумаге - 25. Все экземпляры нумерованы». В полукожаном переплете эпохи московской мастерской Т.И.Гаген с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность. Одно из лучших изданий комедии «Горе от ума» в XIX веке. Редкость.

Библиография: Международная книга, 73-196.


Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) - русский дипломат, великий писатель. А.С.Грибоедов любил театр и отдал ему свои первые литературные опыты. В 1815 г. на сцене Санкт-Петербугрского театра была поставлена его комедия «Молодые супруги», в 1817 г. другая комедия - «Притворная неверность». Все это, однако, ничем не предвещало гениального взлета - появления комедии «Горе от ума». Комедия была закончена в 1823 г., но при жизни А.С.Грибоедову суждено было увидеть в печати только несколько сцен из нее, вышедших в театральном альманахе «Русская Талия» в 1825 г. В полном виде комедию запрещено было печатать и ставить на сцене. Возможность издать текст полностью появилась только при новом императоре Александре II, начавшем Великие реформы. Первое полное издание вышло в 1862 г. Однако прошло немало времени, прежде чем совокупными усилиями текстологов удалось установить редакцию комедии, которую можно было бы считать авторской. Первое издание с указанием «полное» датируется 1874 г. и вышло в С.-Петербурге в издательстве Русской книжной торговли. А в 1875 г. исследователь текста «Горя от ума» И.Д.Гарусов впервые издал комедию по рукописи, которую считал единственно полной, с дополнениями, взятыми из других рукописей. Ученый писал тогда же: «Ровно полвека идут толки о «Горе от ума», и комедия, не говорим: для большинства, а для массы, остается непонятною».

Настоящая книга представляет собой роскошно изданную на дорогой бумаге с широкими полями комедию А.С.Грибоедова. Издание было предназначено для действительных ценителей, библиофилов, поэтому вышло ограниченным тиражом. В обширном предисловии, написанном А.С.Сувориным, рассказывается, как «Горе от ума» воспринималось читателями профессиональными, как видели произведение критики, драматурги, издатели, актеры театров. Издателю приходилось через полвека после возникновения произведения доказывать современникам, что «Горе от ума» не просто сатира, а превосходная художественная комедия.

Образ Чацкого еще в первой половине 1820-х г.г., сразу после появления в печати первых глав комедии, вызвал острую полемику. И мнения по поводу поведения и душевных качеств главного героя высказывались противоположные. Критики ломали копья многие десятилетия. Даже демократ В.Г.Белинский отозвался о Чацком весьма нелестно: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит». Автор показывает, как время расставило все по местам, и те, кто утверждал, что Чацкий - это не живой герой, а идея, а поэтому его не стоит играть на сцене, оказались посрамлены в эпоху реформ, в которой восторжествовал голос Чацкого, ставший реальным, громким, вдохновляющим людей к деятельности. «Горе от ума»  - одна из лучших русских сатирических пьес, увидевших свет в первой половине XIX века. В предисловии к настоящему изданию А.С.Суворин анализирует литературные традиции, воспринятые из «Горя от ума» Н.В.Гоголем и другими авторами.

Издатель публикует текст комедии по известному классическому списку, хотя и не самому полному, но самому цельному, отразившему окончательную авторскую редакцию, передающему живое действие комедии и позволяющему воспринимать произведение в его эстетической чистоте. А.С.Суворин дополнил этот текст авторской правкой и вариантами, имевшимися в других рукописях. Эти дополнения помещены после текста в приложении.