Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гривель Р. О морской войне до новейших изобретений и после них: Аттака и оборона берегов и портов. Война в открытом море. Спб., 1871. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Гривель Р.
Год издания: 1871


Гривель Р. О морской войне до новейших изобретений и после них: Аттака и оборона берегов и портов. - Война в открытом море. Перевел В.В.Иванов. Блокада. - Входы открытою силою, заграждения и мины. - Осады и бомбардировки. - Экспедиции и высадки. - Постоянная и подвижная оборона. - Мониторы и броненосцы прибрежной обороны. - Личный состав обороны. - Флот бортовых броненосцев. - Бой шпиронами и артиллерийский. - Война в открытом море и война крейсерами. С чертежами и фигурами. Спб., в типографии Морскаго министерства, 1871. [4], Х, 324, [2] с.; 6 л. илл. 22,6 х 15,4 см. На русском языке книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.



Ришильд Гривель (1827-1883) - французский военный флотоводец, теоретик войны броненосными флотами, участник Крымской войны, опыт которой он изложил в книге «О морских атаках и бомбардировках», изданной в 1857 г., вскоре после окончания войны. Был основателем популярного во Франции направления в морской стратегии, получившего наименование «Молодой школы».

В настоящей книге, вышедшей на французском языке в 1869 г. на заре эры броненосных флотов, автор описывает стремительное техническое развитие мореходства в третьей четверти XIX века, в результате которого происходила полная перестройка флотов великих держав и концепций морской войны. Опорой флота стал мощный броненосец с паровым мотором и винтами, оснащенный нарезной артиллерией, а позднее - и торпедами. Развивалась теория и практика создания непотопляемых судов. Скорость, дальность стрельбы, мощь брони и пробивной силы снарядов многократно и стремительно увеличились, что породило полный пересмотр стратегии и тактики ведения морских войн. С этого момента нельзя было остановиться ни на минуту в гонке вооружений и технологий. Только что выпущенный корабль уже через несколько лет безнадежно устаревал. Россия в развитии своего броненосного флота ориентировалась на английские и французские технические разработки и военные стратегии.

Автор освещает историю морской стратегии в войнах с конца XVIII века с участием крупных морских держав - Великобритании, Франции, США, России. Кроме того, он рассказывает об изменении системы организации военно-морского флота Франции. Анализируются функции командного состава корабля: кто и за что должен отвечать в новых условиях, какие иметь навыки.

Рассмотрена новая стратегия атаки и обороны в прибрежной полосе, на рейдах укрепленных портов, а также в условиях войны в открытом море. Перед военным флотом атакующей стороны стояли задачи преодолеть заграждения и мины. Суда во флотах приобрели строгую специализацию: тяжелые крейсеры с мощной артиллерией, мониторы, плавучие батареи, минные катера, канонерские лодки и т.д. Они должны были работать во взаимодействии. Автор разбирает способы соединенных экспедиций в дальние моря, методы переброски войск по морю и высадки их на вражеских территориях или на землях будущих колоний. Оборона должна осуществляться непрерывно на протяжении всех морских границ, но особенно у портов и морских крепостей. Предлагается система портовых укреплений, способная выдержать осаду превосходящих сил, использование минных и подводных заграждений, таранов. Рассмотрена организация портового управления, которая обеспечила бы эффективную оборону. Исследуются перспективы войны крейсерами.

Автор уделяет внимание статистическим данным о развитии флотов мира, активно использует опыт исследователей-военных других стран. Он предлагает принципы новой морской стратегии Франции, показывая примеры удачного исхода крупных морских кампаний, в которых участвовал национальный флот. Р.Гривель призывает в выстраивании морской стратегии соизмерять возможности и военные амбиции государства с реальными силами. Для Франции перспективной автор видит войну крейсерами, опирающуюся на энергичную защиту портов. В случае войны с континентальными державами, имеющими сравнительно слабый флот, Франция должна достичь стратегического преимущества на море, блокировать все морские порты противника и принудить его к миру. В случае войны с более мощными флотами морских держав (Англии и США) следовало уравнять шансы на победу продуманной системой обороны. Но лучше всего с такими странами быть в мирных отношениях или в союзе, поскольку победа над ними на море маловероятна. И тогда Франция и Великобритания могли бы стать гарантом мира и стабильности. Таким образом, автор выступает идеологическим провозвестником союза с Великобританией. Р.Гривель подчеркивал необходимость развития современного флота броненосных крейсеров, чтобы иметь возможность противопоставить английскому флоту адекватную силу на море. В книге обосновывается необходимость выработки новой военно-морской стратегии, опирающейся на длительную программу создания броненосного флота. По этому же пути пошла в то время и Россия.