Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Хлебников Н. Общество и государство в до-монгольский период русской истории. Спб., 1872. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Хлебников Н.
Год издания: 1872


Хлебников Н. Общество и государство в до-монгольский период русской истории. Спб., типография А.М.Котомина, 1872. [10], XXII, 512, [5] с. 20,3 х 13 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На титуле и авантитуле дореволюционный владельческий штамп: «Библиотека Вас. Ив. Пономарева».


Николай Иванович Хлебников (1840-1880) - юрист, историк, профессор. Современники и биографы называли его даровитым самоучкой. Окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата. В студенческие годы и вскоре после них участвовал в демократическом общественном движении, временно разделял атеизм, но затем вернулся к религии и стал убежденным противником материализма и социалистического учения. В Варшавском университете занимал кафедру государственного права, потом был профессором философии и энциклопедии права в Киевском университете.

В научной деятельности Н.И.Хлебников, обладая синтетическим складом ума и колоссальной эрудицией, был склонен к широким, но произвольным обобщениям, часто не основанным на фактах и их объективном анализе. В своих исследованиях историк в значительной мере находился под влиянием французской историко-правовой школы. Основными факторами исторического развития он считал экономический и умственно-религиозный (идеологический).

Работы ученого внесли вклад в познание истории государственной и социально-экономической систем феодальной России. Н.И.Хлебников был в числе первых русских исследователей, представивших выводы о ряде важных экономических явлений русской истории, и наметил путь для дальнейших поисков в этом направлении.

В своей докторской диссертации: «Общество и государство в до-монгольский период русской истории» ученый рассматривает особенности формирования русской цивилизации, одним из первых применяя это понятие как таковое. Тематически книга в каком-то смысле перекликается со знаковым сочинением Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», изданным впервые отдельно в 1871 г., где Н.Я.Данилевский сформулировал идею цивилизационного подхода к истории и проводил сравнение русского и европейского культурно-исторических типов. Если Н.Я.Данилевский анализирует особенности русской цивилизации в сравнении ее с европейской, то Н.И.Хлебников формулирует проблему совокупности факторов, формирующих неповторимость русской цивилизации.

Н.И.Хлебников показывает значение родового быта как первичной формы общежития у всех вообще народов и в дальнейшей истории славянских и германских племен. Представлен быт и политическое устройство славян, вошедших в состав первоначального русского государства до 862 года. Рассмотрен процесс разрушения родовых отношений и развитие общественного порядка у славяно-руссов в связи с эволюцией родоплеменных верований, а затем общегосударственной религии. Автор стремится понять, как язычество влияло на политическое и общественное устройство, рассматривает отношения власти, собственности и религиозного чувства. Развитие социального строя у славяноруссов прослежено до 1237 года. На этом временном отрезке автор выделяет три фазиса развития.

Историк применяет понятие «русской цивилизации» и рассматривает три этнокультурные среды, посредством взаимодействия которых она формировалась: славяне, варяги, Византия. Рассмотрены социальные группы древнерусского общества, судебно-правовая система, княжеская экономика. Принятие христианства ученый считал переворотом в общественных отношениях. Анализируется Устав Владимира и Ярослава. Изучены экономические и правовые процессы рождения феодального общества, когда массы населения из свободных превращаются в полусвободных и рабов. Историк формулирует важные вопросы: что мешало попыткам создать централизованное государство, каковы были отношения князя и веча, как происходила работа государственного аппарата? Критикуется общинная теория, сформулированная славянофилами.

В рамках изучения судебно-правовой системы автор рассматривает обеспечение законодательством важнейших прав личности, ход уголовного процесса и судебного разбирательства по делам об убийстве, воровстве и личной обиде. Автор говорит о становлении земельной собственности, наследстве и опеке.

Представлена социальная роль церкви. Рассмотрены наиболее актуальные для древнерусского общества вопросы, направленность религиозной проповеди, инструменты церкви для воспитательного воздействия на общество, церковный суд. Именно через церковь началось влияние византийского права на древнерусское общество.

Идеологическое развитие восточных славян автор прослеживает через борьбу мировоззрений. Анализируется идеология летописца Нестора, отраженная в Повести временных лет, взгляды Владимира Мономаха, зафиксированные в его поучении к детям.

По периодам прослежены изменения в политическом состоянии общества. В эпоху раздробленности автор подчеркивает рост эгоизма князей, представляет процесс упадка племенных центров, усиление княжеской власти при неизменности принципов управления, стремление государства подчинить себе церковь. Разбираются тексты Мстиславовой Бессудной грамоты и Киево-Печерского патерика.

Значительное внимание уделено своеобразию политического устройства Новгородской земли. Его экономика и система управления рассматриваются в тесной связи с географическим положением региона, выгодами и минусами этого положения.