Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Императорская яхта «Полярная звезда». Фотография на паспарту. Начало ХХ в. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1905


Императорская яхта «Полярная звезда». Фотография на паспарту. Начало ХХ в. Размер снимка 10 х 14,3 см. Отличная сохранность.


Снимок из уникального собрания фотографий, принадлежавшего принцессе Марии Луизе Ганноверской, посвященного прибытию вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Данию на яхте "Полярная звезда" в сопровождении великого князя Александра Михайловича (Сандро), его супруги великой княгини Ксении Александровны и их детей - князей Андрея и Федора.

Принцесса Мария Луиза Ганноверская, герцогиня Камберлендская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга (1879-1948) - дочь Тиры Датской, младшей дочери короля Дании Кристиана IХ, племянница императрицы Марии Федоровны, супруга принца Максимилиана Баденского.

«Полярная звезда» - императорская яхта Александра III и Николая II, затем плавбаза подводных лодок в Советском флоте.

В 1884 году по указанию управляющего Морским министерством адмирала И.А.Шестакова началось проектирование крейсерской яхты с соответствующим артиллерийским вооружением, которая в мирное время была бы способна «вполне отвечать всем требованиям службы современной императорской яхты».

«Полярная звезда» была заложена на Балтийском судостроительном заводе 20 мая 1888 г. в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства, спущена на воду 19 мая 1890 г. После ходовых испытаний в марте 1891 г. принята в состав кораблей Балтийского флота и причислена к Гвардейскому экипажу.

Яхта была отделана с большой роскошью, а императорские покои по своей художественной ценности и комфорту не уступали дворцовым. Огромный царский салон был инкрустирован ценными породами дерева. Обшивка помещений и мебель изготовлялись петербургской фабрикой А.Ф.Свирского по эскизам, созданным художником Н.В.Набоковым и его помощником Н.Д.Прокофьевым (в будущем академиком архитектуры и известным художником-акварелистом). На борту яхты были церковь и даже коровник с каютой для коровницы.

В 1891-1914 г.г. яхта обслуживала императорскую семью во время визитов в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. Летом 1905 г. на ее борту был подписан исторический Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II. В 1905-1914 г.г. яхта ходила под брейд-вымпелом вдовствующей императрицы Марии Федоровны, ежегодно совершая плавания в Копенгаген.

Во время Первой мировой войны “Полярная звезда» стояла в Петрограде, а в начале июня 1917 г. перешла в Гельсингфорс, где на ней разместился Центральный Комитет Балтийского флота. В 1918 г. яхта участвовала в "Ледовом переходе" Балтийского флота, когда корабли ушли из Гельсингфорса в Кронштадт. С 1919 г. судно находилось на консервации в Кронштадте. В 1930 г. было принято решение переоборудовать «Полярную звезду» в плавбазу подводных лодок. 20 августа 1936 г. на яхте был поднят военно-морской флаг СССР. Судно участвовало в Зимней (Финской) и Великой Отечественной войнах. В 1954 г. oно было переоборудовано в плавказарму, а в 1961 г. - в корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет. Затонуло в Рижском заливе на военно-морском полигоне.