Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Интерьер церкви Воскресения Христова Кевроло-Воскресенского прихода Архангельской губернии Пинежского уезда. 3 фотографии, наклеенные на паспарту. Б.м., 1909. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1909


Интерьер церкви Воскресения Христова Кевроло-Воскресенского прихода Архангельской губернии Пинежского уезда:

1) Царские Врата.
2) Иконостас придела Михаила Архангела.
3) Северная стена с резным и раскрашенным изображением Николая Чудотворца.

3 фотографии, наклеенные на паспарту. Б.м., 1909. Размер паспарту 20,6 х 26,7 см. Размер снимков 12 х 16,9 см. На обороте паспарту каждой фотографии владельческая надпиь с описанием изображенного на снимке, в правом нижнем углу владельческий штамп: "Сергей Семенович Некрасов". Очень хорошая сохранность.


Кеврола впервые упоминается в грамоте новгородского князя Святослава в 1137 году. Здесь был центр распространения христианства во всем Заволочье. Кевроль, большой по тем понятиям город, был окружен, как крепость, мощным валом и такой же длины рвом, соединявшимся с рекой; плывшие по ней ладьи причаливали к бревенчатой пристани - кеврольцы вели разнообразную торговлю.

Кеврола была резиденцией Пинежских и Мезенских воевод и административным центром для всего Пинежского округа.?Древняя Кеврола находилась на месте с.Немнюжское (Немнюга). В 1616 г. был выделен Кеврольский уезд. В Кевроле находились, кроме воеводского, земский и кружечный дворы. В 1769 г. в ней было два храма, колокольня, дом воеводы, питейный двор и несколько десятков крестьянских и солдатских дворов. В 1780 г. Кеврола была переименована в Кеврольско-Воскресенский погост, воеводство упразднено, а центром уезда стала Пинега.? В 1624-1626 годах воеводой в Кевроле был боярин царя Михаила Федоровича, окольничий Прокофий Федорович Соковнин, отец Феодосии Морозовой («Боярыня Морозова»). На средства кеврольского воеводы Афанасия Пашкова в 1649 году был основан монастырь святого Артемия Веркольского. Другому воеводе Мине Петровичу Хомутову царь Петр I поручил наблюдать за сосланным в пределы его наместничества князем Василием Васильевичем Голицыным, фаворитом царевны Софьи Алексеевны. В 1684 году в Кевроль воеводой был поставлен стольник Фtдор Иванович Веригин, известный тем, что основал на теперешнем месте г.Тюмень.

Кевроло–Воскресенский монастырь был основан в XIV в. иноками Усть-Сысольской Троицкой пустыни, которые продвигались на север от зырянских земель, просвещая Светом Христовым местные языческие племена. Кеврольский монастырь также стал миссионерским центром для просвещения еще не крещеных народов и духовного окормления русских поселян по реке Пинеге и всего Пинежского уезда.

В XVII в. монастырь был преобразован в приход. В описной книге 1687 г., составленной десятским священником Кевроло-Воскресенского прихода Василием Антониевым по распоряжению архиепископа Афанасия, указывалось, что были в Кевроле: холодная церковь Воскресения Христова, холодная церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом прор. Илии и теплая церковь Афанасия и Кирилла Александрийских. Церкви Воскресения Христова и Афанасия и Кирилла Александрийских сгорели от молнии, первая - в 1708 г., вторая - неизвестно когда. Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских не возобновляли. Новая Воскресенская церковь, холодная, с большой трапезой, была вновь отстроена после пожара, в 1710 г., и освящена в 1712 г. В ней находились престолы: Воскресения Христова, освящен в 1712 г., в трапезе с южной стороны - престол во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, освящен 09.11.1796 г., в трапезе с северной стороны - во имя прор. Илии, освящен 19.07.1710 г. В Михаило-Архангельском приделе по левую сторону от царских врат хранилась древняя икона Божией Матери Одигитрии, надпись на которой гласила о том, что икона была написана при Великом Князе Димитрии Иоанновиче (Донском) в 6874 г. от создания мира (1366 г.) в 9 день марта. В 1843-1845 г.г. церковь была перестроена. Иконы Ильинского придела в 1846 г. были частью поправлены, частью написаны заново крестьянином Владимирской губ. Глебом Алексиевым Мокиным.

Кевроло-Воскресенский приход являлся соборным, то есть главным приходом края, и до 1768 года именно Воскресенская церковь Кевроло-Воскресенского прихода была соборной. На представленных фотографиях изображены: Царские Врата церкви Вознесения Христова, иконостас придела Михаила Архангела и Северная стена с резным и раскрашенным изображением Николая Чудотворца.