Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад, 1913. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Каптерев Н.Ф.
Год издания: 1913


Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа. Приложение: Ответ профессору Субботину. Издание второе. Сергиев Посад, издание М.С.Елова, 1913. VIII, 271 с. 24 х 16,1 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Николай Федорович Каптерев (1847-1917) - выдающийся историк церкви, заслуженный профессор кафедры всеобщей гражданской истории в Московской Духовной академии. Его перу принадлежат крупнейшие научные исследования и публикации по истории раскола в XVII в., книжной справе на Московском печатном дворе в 1640-1650-е г.г., деятельности патриарха Никона. С именем этого замечательного ученого связана настоящая научная революция, позволившая произвести переоценку церковно-канонической правоты и политической чистоплотности основных сторон, вовлеченных в «спор о вере». В 1910 году Н.Ф.Каптерев был избран членом-корреспондентом Академии наук в сфере историко-политических наук. Состоял членом IV Государственной думы. Предметом его исследований были отношения русской церкви с восточными патриархиями в XVI—XVII веках. Степень доктора церковной истории была присуждена Николаю Федоровичу за сочинение «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством».

Исследователь был известен самостоятельностью и бескомпромисностью своих научных позиций. Н.Ф.Каптерев стал по-новому рассматривать причины и ход церковных реформ патриарха Никона. Его оценки раскола русской церкви существенно отличались от оценок всех предшествующих исследователей. Важнейшей заслугой ученого стало выяснение вопроса о влиянии обрядовой реформы патриарха Никона на возникновение раскола.

В одном из своих фундаментальных исследований «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» Н.Ф.Каптерев подверг сомнению выводы целого поколения исследователей, во главе с Н.И.Субботиным, которые стремились к идеализации роли Никона. В книге рассмотрен один из наиболее существенных процессов, породивших церковный раскол, – процесс исправления богослужебных книг в середине XVII в. Н.Ф.Каптерев впервые обратился к систематическому изучению документов, проливающих свет на ход книжной справы и ту культурно-идеологическую политику, которую проводила церковь и монарх в 1640-е гг. Исследование отличается широтой источниковой базы. Именно она делает выводы ученого весьма убедительными. К изданию приложен ряд интересных документов, иллюстрирующих характер издательской политики Московского государства и духовные процессы, происходившие в этот переломный в истории России период.

Вся религиозность, богослужебная и идеологическая система средневековой России основывалась на книге и ее авторитете. В исследовании раскрываются проблемы отношения русских церковных иерархов к киевской богословской школе и к греческой вселенской церкви, показано, как политические и идеологические обстоятельства влияли на работу справщиков на печатном дворе. Освещена культурно-просветительская политика в 1640-е г.г., в том числе деятельность кружка ревнителей древлего благочестия. Ученый отметил значение кружка «боголюбцев», которые во главе со Стефаном Ванифатьевым и Иваном Нероновым еще до Никона начали движение внутреннего церковного возрождения. Помимо этого, Н.Ф.Каптерев был первым историком, который подверг сомнению теорию «испорченности» или неправильности старорусского обряда. Он убедительно доказал, что в русской церкви до середины XVII века был употребим обряд, существовавший в Византии до XII-XIII веков, он сохранил ряд черт древне-византийских обрядов, в том числе и двуперстие.

Настоящее исследование, написанное в 1887 г., ученый хотел представить в качестве диссертации на степень доктора церковной истории, но из-за того, что оно слишком радикально пересматривало прежнюю концепцию и давало новую оценку реформ Никона, после выхода первого выпуска работа была запрещена к изданию К.П.Победоносцевым.