Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Конволют по тюркологии из изданий Н.Ф.Катанова и др. авторов. Спб.-Казань, 1891-1913. В одном полукожаном подносном переплете эпохи с золотым тиснением, золотым обрезом. Очень хорошая сохранность. Книга из библиотеки св.мученика митрополита Анатолия.

Автор: Н.Ф.Катанов
Год издания: 1913


Конволют из изданий Н.Ф.Катанова и других авторов по тюркологии: Поездка в Карагасам в 1890 году. Спб., паровая скоропечатня Яблонского, 1891. [2], II, 96 c.; Мусульманские легенды. Тексты и переводы. Спб., тип. Академии наук, 1894. [2], 44 c.; Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань, тип. Казанского университета, 1897. 104 с., 3 л. илл.; Фукс К. История города Казани. Из русских и татарских летописей. Казань, тип. Императорского Университета, 1899. [2], VI, 23 c.; Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной летом 1898 года по поручению историко-филологического факультета Казанского Университета в Уфимскую губернию. Казань, тип. Императорского Университета, 1900. 121 с.; Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии летом 1899 года. Казань, тип. Университета, 1900. 61 с.; О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири. По рукописям Тобольского Губернского музея. Казань, тип. Университета, 1904. 28 с.; Отрывок из одной татарской летописи о Казани и Казанском ханстве. Казань, тип. Университета, 1905. [2], 46 c.; Сказания иностранцев о Казани. [Казань, 1906]. 6 с.; О предметах украшений татарских женщин. [Казань, 1907]. 3 с.; Два исторических документа Екатерины II о древностях Волги и Кавказа. [Казань, 1907]. 7 с.; О некоторых предметах из китайской коллекции проф. Н.Ф.Высоцкого. Казань, тип. Университета, 1908. [2], 8 c., 4 л. илл.; Диваев А.А. Киргизская легенда о ветхозаветном великане Адже (Оге). Казань, тип. Университета, 1908. 25 с.; Катанов Н.Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях. [Казань, 1908]. С. 265-288; О сабле с греческой надписью. С 3 рисунками. Казань, тип. Университета, 1909. [2], 5 c., 1 илл.; Новые данные о мусульманской секте Ваисовцев. Казань, Центральная тип., 1909. 16 с.; Транскрипция и глоссарий к пословицам и рассказам первой части букваря Г.Н.Ахмарова «Тюркская азбука». Казань, тип. Университета, 1913. [4], 64, [52] c. 22 x 15,4 см. Конволют в одном полукожаном подносном переплете эпохи с золотым тиснением на крышках и корешке, в современном картонажном футляре. На верхнем форзаце штамп синими чернилами, возможно, дата переплетения или дарения: "3 МАР<ТА> 1914". Тройной золотой обрез. Муаровые форзацы. Очень хорошая сохранность, профессиональная реставрация кожи внизу корешка. На нижней крышке тиснение: «Подношение Н.Ф.Катанова». На верхней крышке: «Его Преосвященству Преосвященнейшему Анатолию, епископу Чистопольскому». Книга из библиотеки священномученика митрополита Анатолия. Экземпляр имеет историческую ценность, поскольку несет на себе память о двух великих культурных деятелях Казани. Редкость.


Николай Федорович Катанов (1862 — 1922) — великий тюрколог, этнограф, археолог, фольклорист; профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, имел две докторских научных степени, в том числе - доктора сравнительного языкознания. Он двадцать лет был секретарем и председателем Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, председателем совета Казанского городского музея, а в 1906 - 1917 гг. - директором историко-этнографического отдела, в 1912 г. создал историко-этнографический музей при Казанской духовной академии. Его исследования в области тюркологии, археологии тюркских народов, культуре ислама охватывали огромные территории от Поволжья и Центральной Азии до Восточной Сибири, закладывая духовные основы пантюркизма.

Катанов, по собственным словам, происходил из татарской семьи и родился в степи. Родители были христианами православного вероисповедания. Как и все хакасы, его родители вели полукочевой образ жизни. После окончания в 1876 году Аскизского училища он поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью. С 1884 года по 1888 г. учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета, был полиглотом.

С 1889 года Катанов был командирован Академией Наук и Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китайский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен. В 1893 г. сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий. Н.Ф.Катанов в своих сравнительно-языковых исследованиях оперировал огромным количеством европейских, тюркских, персидского и арабского, фино-угорских языков и наречий, число которых, по разным оценкам, могло колебаться от 50 до 114.

Н.Ф.Катанов изучал и историческое прошлое Казанского региона: древнеболгарского государства, Казанского царства и города Казани. Изучал мусульманские монеты из Волжской Булгарии, Золотой Орды, болгарские эпиграфические памятники, предметы материальной культуры, найденные при археологических раскопках.

В настоящем сборнике собраны главные исследования Н.Ф.Катанова. Среди прочего представлены его труды, появившиеся после поездок в западные уезды Уфимской губернии, совершенных в конце 1890-х гг. с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы. В 1903 г. была защищена докторская диссертация «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками. Шестнадцать лет Н.Ф.Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Сборник содержит интереснейшую подборку востоковедческих работ Николая Федоровича Катанова. Одна из них характеризует его политические убеждения. Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай, симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов — основоположник «движения ваисовцев», которое Катанов классифицировал как «мусульманскую секту».

Сборник был преподнесен Николаем Федоровичем Катановым видному церковному деятелю епископу Анатолию (Грисюку). Священномученик Анатолий (1880 – 1938) в 1900 году окончил Волынскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха. В 1908 г. он успешно защищает научную степень магистра богословия, с 1911 года — становится доцентом академии и возводится в сан архимандрита. Его научный интерес сосредоточился на изучении истории сирийского монашества. В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению: состоялась его хиротония во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. Вскоре епископ Анатолий был назначен на должность ректора Казанской духовной академии, где работал и Н.Ф.Катанов. Он также был председателем Казанского историко-археологического общества и братства свт. Гурия Казанского. В 1918-1920 гг. епископ Анатолий временно возглавлял Казанскую епархию. После революции, в марте 1921 г. святитель Анатолий был арестован. Затем он неоднократно подвергался арестам за сопротивление обновленцам, однако подписал декларацию митрополита Сергия от 1927 г. 21 октября 1932 года архиепископ Анатолий был возведён в сан митрополита. Летом 1936 г. он был арестован, а в январе 1938 г. скончался в больнице Ухто-Печерского концлагеря.