Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Красный воздушный флот: Юбилейный сборник. 1918-1923. [М., 1923]. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1923


Красный воздушный флот: Юбилейный сборник. 1918-1923. [М.: Главлит, 1923]. [2], 134, [2], VI с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 33,5 х 25 см. Иллюстрации и портрет Л.Д.Троцкого художника П.Мизякина. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки и нескольких листов вдоль полей. Редкость.


Юбилейный сборник «Красный воздушный флот» призван был представить развитие военной авиации за пять лет с момента ее зарождения в Советской России. За это время воздушный флот не просто возник, а произошел качественный скачок в его развитии. Возникла новая отрасль в науке и промышленности, были созданы Военно-воздушная академия им. Н.Е.Жуковского и несколько летных школ. В издании рассказывается о Московской авиационной школе, о Центральном аэро-гидродинамическом институте, авиамоторостроительном заводе «Большевик». Описан процесс обучения летчиков, техника авиации и воздухоплавания, показано развитие военных технологий в мировой авиации.

В издании подчеркивается роль Л.Д.Троцкого на посту наркома военных и морских дел в организации военно-воздушных сил. Оно отразило также идеологические и художественные вкусы вождя. Так, портрет Троцкого, выполненный художником Петром Львовичем Мизякиным, помещен сразу после титульного листа. Портрет замечателен не только тем, что передает острые и резкие черты Л.Д.Троцкого, чем создается образ волевого, харизматичного лидера, но и имеет идеологическое наполнение, показывая наркома главным вдохновителем развития советской авиации. В издании помещено стихотворение «Рапсодия дня» Валентина Наумова, эксцентрично в эстетике русского авангарда воспевающее восторг человека от полета и от овладения небом, роль самолета в настоящем и будущем. Вслед за Троцким представлены фотопортреты его ближайших соратников и коллег по управлению РККА: Э.М.Склянского, Антонова-Овсеенко, Данилова, главнокомандующего вооруженными силами С.С.Каменева, начальника штаба РККА П.П.Лебедева.

В издании помещены полный список летчиков, летчиков-наблюдателей, командного состава советской авиации, биографии советских офицеров, занявших ключевые посты в этой новой военной сфере. Все они были талантливыми и амбициозными руководителями, сделавшими стремительную карьеру в годы Гражданской войны и в послевоенный период. Именно под началом Л.Д.Троцкого такие люди находили возможности для реализации своих способностей, невзирая на происхождение и отчасти даже на политические взгляды. В годы Большого террора большинство из них оказались истреблены или попали в лагеря.

Характеризуется состояние российской военной авиации на 1917 г. и развитие этой отрасли в первые годы советской власти. В воспоминаниях военных деятелей показана организация военно-воздушных сил как самостоятельной структуры, применение авиации в Гражданской войне и войне с поляками, в борьбе за Петроград, в действиях на всех фронтах, в том числе в Средней Азии и в Афганистане. Ценность авиации, обеспечивающей особую мобильность, быстро поняли лидеры большевиков и активно использовали самолеты для передвижений по стране. Рассказывается о создании и работе первого Совета авиации.

Публикуются воспоминания руководителей военно-воздушных сил А.Сергеева, В.С.Горшкова, Н.Анощенко, М.П.Строева и др.; биографии первых военных пилотов и ассов; биография и воспоминания профессора Н.Е.Жуковского, других выдающихся преподавателей Военно-воздушной академии. Представлены биографии и воспоминания братьев Николая Дмитриевича и Александра Дмитриевича Анощенко. Оба были знаменитыми авиаторами и выдающимися деятелями кино. Николай Анощенко в 1913 г. окончил авиационную школу Де-Кампо-Сципио, был одним из первых военных летчиков, совершил первым в России парашютный прыжок с аэростата. В годы Гражданской войны он стал помощником начальника Военно-воздушного флота РККА, в послевоенное время - известным сценаристом и кинорежиссером. А.Д.Анощенко в Гражданскую войну занимался организацией военно-воздушного флота, а в 1920-е г.г. полностью отдался киноискусству: был сценаристом, режиссером, оператором, снимал научно-популярные и документальные фильмы, стал деканом художественного факультета ВГИКа.

Петр Львович Мизякин (1893-?) - художник и режиссер мультипликации, позже -режиссер неигрового кино, с 1927 г. работал на «Госвоенкино», затем - на студиях «Межрабпомфильм» и «Мостехфильм».