Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Крым. [Альбом фотографий]. Фотография И.Семенова в Ялте. Стокгольм, нач. ХХ в. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Семенов И.И.
Год издания: 1904


Крым. [Альбом фотографий]. Фотография И.Семенова в Ялте. [Стокгольм, К.А.Гранберг, нач. ХХ в. 16 цветных фотографий на 8 листах. Размер блока: 22,7 х 29,4; размер снимков: 17 х 23 см. На переднем форзаце наклейка с изображением белого орла на синем поле и надписью : «1871». В издательском переплете и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.


Альбом цветных фотографий с видами Крыма, выполненный стокгольмским издательством К.А.Гранберг (1900-1910) в сотрудничестве с фотоателье Ивана Ивановича Семенова в Ялте. «Акционерное Общество Гранберг» вело весьма масштабную издательскую деятельность (выпускало более 8000 наименований продукции), работало на шведском и русском рынках. Основная масса выпущенного издательством - открытки, репродукции с картин русских передвижников, выходившие под маркой издательства, и альбомы с видами русских городов. Широко известны были разнообразные фототипии, издававшиеся фирмой «Гранберг». Фотомастерская И.Семенова работала в Ялте и специализировалась на выпуске открыток с крымскими пейзажами и архитектурными памятниками. Владелец мастерской одновременно был и автором многих изображений.

Важную часть настоящего альбома составили виды архитектурных и исторических жемчужин южного берега Крыма. На снимках сохранились виды Ялты с северо-восточной стороны с обзором на Поликуровский холм с первой храмом города - Иоанна Златоуста по проекту архитектора Г.И.Торичелли. Ракурсы съемки, выбранные фотографом, позволяют хорошо различить архитектурные особенности города начала XX века. Представлены также и фотографии Ялты с моря, на которых хорошо видна гостиница «Россия», построенная по проекту архитектора А.К.Винберга. Эти кадры представляют особый интерес. Они запечатлели ялтинский берег в том облике, как их застали знаменитые посетители. Гостиница «Россия» принадлежала Софье Фортунато, дочери известного критика и библиографа Владимира Стасова. Именно ей она обязана большим количеством известных гостей из сферы литературы и искусства. А.П.Чехов жил в Ялте последние годы жизни, но в первые несколько раз, что он бывал в Ялте, неизменно останавливался в «России». Его примеру следовали И.А.Бунин, К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Здесь бывали и А.И.Куинджи, Н.А.Некрасов, М.П.Мусоргский и другие.

Храм на Поликуровском холме, хорошо различимый на ялтинских снимках, был закрыт в советский период и использовался как склад. В 1942 г. неизвестные ограбили склад и подожгли историческое здание. Церковь горела всю ночь и была полностью уничтожена, ее восстановление началось спустя полвека. Высокая колокольня уцелела и не подверглась сносу даже после пожара, так как была незаменимым навигационным знакам, нанесенным на все карты.

Следует отметить, что интерес фотографа к дворцово-парковым ансамблям Крыма имеет долгую историю. Именно им были сделаны уникальные снимки строительства Ливадийского дворца. В настоящем издании были помещены архитектурные ансамбли Гурзуфа, Дюльбера, Алупки. Воронцовский дворец, по всей видимости, стал фоном для портретов И.Семенова. Известно, что Иван Семенов был одним из двух первых фотографов в Ялте, а с 1912 г. стал поставщиком Императорского Двора. В его фотоателье в доме Латри на Морской улице изготавливались портреты и иллюстрированные почтовые карточки.

Еще одну линию фотографий, помещенных в издании, составили живописные виды крымских пейзажей: лунной ночи на Черноморском побережье, Ялтинской гавани, вида на Ай-Петри с Байдарских ворот. Другой известный дореволюционный фотограф Ялты В.Н.Сокорнов с небольшими изменениями позднее повторил фотографию И.И.Семенова с сумерками у берега Ялты.

На автотипиях, представленных в альбоме, трижды появился мужчина в котелке и узнаваемом коричневом костюме. Один раз на фоне старейшего поселения южного Крыма – Ореанды и дважды у Воронцовского замка. Его фигуру можно рассмотреть и рядом с живописным водопадом Учан-Су. Возможно, этими автопортретами художник подписал свой альбом, но точно определить это невозможно. Ни одного точно атрибутированного портрета И.Семенова не сохранилось, так что достоверно узнать сам он предстал на фотографиях или это была всего лишь его модель, не представляется возможным.