Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Кузнецова А., Магидсон А., Щукин Ю. Оформление города в дни революционных празднеств. М.-Л., 1932. В иллюстрированной издательской обложке работы авторов и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Кузнецова А., Магидсон А., Щукин Ю.
Год издания: 1932


Кузнецова А., Магидсон А., Щукин Ю. Оформление города в дни революционных празднеств. М.-Л.: Изогиз, 1932. 140, [4] с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,8 х 18 см. В иллюстрированной издательской обложке работы авторов и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.


Пролетарская революция открыла грандиозные перспективы такому исключительно массовому искусству, как оформление городов в дни революционных праздников. Революционные торжества объединили в себе пение, хореографию, поэзию, театр. Комплекс изобразительных искусств действовал по единому плану, создавал чувство единения, всестороннего триумфа страны Советов.

Художники стремились достичь совершенства в образах: трибуны, украшения, временные конструкции должны были нести революционный смысл. Идея мировой пролетарской революции, соцсоревнования, ударничества должна была читаться во всех элементах праздничного действа. Даже абстрактная композиция могла выражать идеи революционного пролетариата. Прекрасным примером такой конструкции служила работа Татлина «Коминтерн».

Высокие темпы индустриализации, период «большого скачка в социализм» значительно изменили требования к массовым праздникам рубежа 1920-30-х г.г. Так, спектакль, поставленный в Ленинграде в честь 10-летия революции, радикально отличался от знаменитых петроградских массовых действ 1920-х г.г. В 1927 г. на смену тысячам актеров-любителей и красноармейцев, участвовавших в первых массовых инсценировках, пришла техника: корабли, пушки, фабричные трубы, радио, кино, электричество. Вместе с элементами ленинградского городского ландшафта (Невой, Петропавловской крепостью) для создания праздничного зрелища, посвященного истории революции, были использованы новейшие технические достижения.

В организацию массовых зрелищ были привлечены профессиональные художники, способные создать монументальные конструкции. С началом 1930-х г.г. гигантские механизированные конструкции стали неотъемлемой частью уличного действа. Они широко использовали атрибуты рабочего и его инструменты, а не простые украшения, подобно тому, как ремесленники на городских праздниках прославляли свое дело. Самодеятельные хоровые и театральные кружки дополняли общий замысел. Огромные машины, станки, заводы появились на улице в сопровождении световых эффектов, музыки. Создание и объединение таких конструкций было под силу исключительно профессиональным художникам, специализирующимся на массовых праздниках.

В настоящем издании общие веяния 1930-х г.г. хорошо различимы. Его авторами выступили театральные художники, выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: Ариадна Соломоновна Магидсон (1906-1981) и ее муж Юрий Прокопьевич Щукин (1904-1935). Они работали в области советского плаката, участвовали в оформлении праздничных демонстраций и шествий. А.С.Магидсон была ученицей одного из самых прославленных советских художников Петра Кончаловского и театрального режиссера Василия Сахновского. Ее практика проходила в театре Всеволода Мейерхольда. В 1929 г. совместно с другим театральным художником Исааком Рабиновичем, в дальнейшем главным художником московского театра им.Вахтангова, она оформила Центральный парк им. Горького в Москве, и уже самостоятельно - завод имени Лихачева и павильон «Ветеринария» на ВДНХ СССР.

Совместное путешествие А.С.Магидсон и Ю.П.Щукина по маршруту Байкал-Бурятия-Монголия-Владивосток и знакомство с буддистской, ламаистской, китайской культурой оказало большое влияние на работы художников и нашло отражение в настоящем издании. Одна из цветных иллюстраций, опубликованных в книге, сделана на ламаистском празднике «Цам» в Бурят-Монголии (позднее вошла в состав Дальневосточной республики и РСФСР, после 1991 г. - Республика Бурятия). Среди фотографий Москвы 1931-1932 г.г. в издании был опубликован проект декоративной установки А.Кузнецовой и А.Магидсон «Колониальная политика капитала». Обложка издания стала коллективным произведением авторов. В ней ясно читалось, как можно продемонстрировать революционную форму в повседневных и праздничных конструкциях.

Художники проанализировали опыт массовых празднеств самых разных периодов и народов. Но важнейшим из них, конечно, оставался опыт французов конца XVIII века. Массовые инсценировки на улицах Советского государства превзошли всех своих предшественников, переродившись в высшей форме революционного искусства. Социалистические праздники открыли подлинно массовое, народное творчество, которое позволило, по выражению А.В.Луначарского, народным массам проявиться внешне. Работа А.Кузнецовой, А.Магидсон и Ю.Щукина стала важнейшим теоретическим руководством по организации массового действа 1930-х г.г.