Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

«Летопись самовидца» по новооткрытым спискам. Киев, 1878. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость. Экземпляр митрополита Киевского и Галицкого Флавиана.

Автор: Ракушка-Романовский Р.О.
Год издания: 1878


«Летопись самовидца» по новооткрытым спискам. С приложением трех малороссийских хроник: Хмельницкой, «Краткаго описания Малороссии» и «Собрания историческаго». Киев, в типографии К.Н.Милевскаго, 1878. [4], XVIII, 81, 468, [4] с. 23,8 х 15,6 см. На титуле и авантитуле штамп-экслибрис начала ХХ в. в двойной линейной рамке «Библиотеки Флавиана митрополита» (С.И.Богомолов, 16577 шт.). Тираж 600 экземпляров. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Межов, № 7332.


Флавиан (Николай Николаевич Городецкий) (1840-1915) - крупный церковный иерарх, библиофил. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1861 г. ушел в монастырь, принял постриг в 1866 г. С 1873 г. член Пекинской духовной миссии, с 1879 г. архимандрит и начальник миссии, подготовил и издал китайско-русский словарь. В 1885 г. епископ Аксайский, затем Люблинский, Холмский и Варшавский, с 1895 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский и экзарх Грузии, почетный член Казанской и Петербургской духовных академий, в 1901 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. С 1903 г. митрополит Киевский и Галицкий. Член Святейшего Синода. Собрал значительную библиотеку, содержавшую много интересных и редких изданий на многих языках. Библиотека была упомянута и описана в труде П.Н.Беркова «История советского библиофильства» (М., 1971, с. 17). Часть книг хранится в Библиотеке Воронежского университета (Богомолов, 2004; с. 866).

«Летопись самовидца» - общеукраинская летопись. Она является ценным литературным памятником Южной России XVII века. Отличительной особенностью летописи является то, что ее содержание обнимает историю всей Малороссии с 1340 г. по 1734 г., в ней также встречаются известия о событиях в Московском государстве, в Польше, в Турции, в Австрии и в других европейских странах. Особое значение этой летописи состоит в высокой достоверности. О многих исторических событиях второй половины XVII в. только в «Летописи самовидца» можно найти объективную информацию. Текст летописи условно можно разделить на три части.

Первая часть - сведения об украинской истории с 1340 г. по 1648 г. Эти сведения взяты автором из более ранних польско-украинских хроник и не всегда точны и достоверны. Эта часть летописи занимает всего несколько листов. Вторая часть, основная, охватывает период времени с 1648 по 1702 г.г. В этой части описываются события, о которых автор получил информацию либо из уст их участников, либо из документов, либо сам был непосредственным их очевидцем и действующим лицом. Описывая современные себе события, составитель пополнял свои записи, если не всегда одновременно с самими историческими фактами, то, во всяком случае, во время, очень близкое к ним. Третья часть (1702-1734 г.г.) была составлена какими-то другими лицами. Таким образом, в летописи лучше всего передан период истории Малороссии, связанный с национально-освободительной войной под руководством Богдана Хмельницкого, присоединением Украины к России и отношениями с Москвою, Речью Посполитой и Османской империей во второй половине XVII в.

Летопись дошла до нас без указания имени автора, места и времени ее составления. Автор летописи («Самовидец») жил в XVII в. и, скорее всего, принадлежал к верхушке казацкого сословия, при том был близок к гетманскому правительству, участвовал в его посольствах. Вероятно, в конце 1640-х г.г. он был молод и являлся сотрудником войсковой канцелярии, в которой работали многие образованные молодые люди из семей казацких старшин. Он был очевидцем и участником целого ряда походов и битв, о которых ведет повествование: осады Смоленска в 1654 г., второго Чигиринского похода 1678 г. и осады турками Чигирина, Крымских походов 1687-1689 г.г. и др.

По мнению некоторых исследователей, основным автором летописи мог быть Роман Онискович Ракушка-Романовский (1622-1703), реестровый казак Нежинской полковой сотни (1649); ревизор войскового скарбу (1654); Нежинский сотник и наказный полковник (1658-1663); в 1663-1668 г.г. главный подскарбий, т.е. распорядитель гетманской казны; после 1662 г. поселился в Стародубе, где был до конца жизни священником Николаевской церкви (1687-1703); участвовал в посольствах к Крымскому хану, был посланцем в Москву от Нежинского полковника Василия Золотаренка, Константинопольскому патриарху (в качестве священника); неоднократно получал царское жалованье деньгами, землей и соболями за верную службу.

В летописи содержится интересная информация не только обо всей Украине, но и в особенности о Стародубье и Новгород-Северской земле. Задачей автора, видимо, было сохранить правдивые сказания о тех событиях, свидетелем которых он был или о которых имел точные сведения. Заметно его сочувствие к польско-шляхетскому сословию, против которого, главным образом, и было направлено народное восстание при Б.Хмельницком. В этом восстании летописец склонен был видеть ряд жестокостей «своевольной черни» по отношению к своим хозяевам, а сами войны Хмельницкого считал наказанием божьим за грехи. В то же время он положительно оценивает воссоединение Украины с Россией. Он резко осуждает пропольскую и протурецкую ориентацию части казацких старшин и борьбу старшинских группировок, являясь сторонником автономии Украины. В летописи очень много заметок о монастырях, церквях, священниках, митрополитах, епископах, т.е. видна очень высокая осведомленность составителя о церковной жизни Малороссии. Интересная информация содержится в летописи о роли восточно-европейского еврейства в экономической жизни Украины, межэтнических отношениях и еврейских погромах в эпоху «Хмельнитчины». Язык «Летописи самовидца» довольно близок к народной малороссийской речи. Иногда летописец употребляет живые народные пословицы.

Летопись впервые была напечатана в Москве в 1846 году. Сохранилось несколько списков летописи, имеющих некоторые отличия друг от друга. Второй раз «Летопись самовидца» была издана в 1878 г. с учетом вновь открытых списков. Тираж этого издания был 600 экземпляров.