Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ломоносов Ю. Тепловоз Юэ № 001 и его испытание в Германии. Берлин, 1925. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность.

Автор: Ломоносов Ю.
Год издания: 1925


Ломоносов Ю. Тепловоз Юэ № 001 и его испытание в Германии. Берлин, 1925. VIII, 236, 140, [1] с.; с иллюстрациями в тексте и 2 иллюстрациями на отдельных листах. 29,9 х 21,7 см. Издание вышло в серии «Опыты над тепловозами». Автор посвятил свою книгу памяти В.И.Ленина. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность. Редкость.


Издание впервые выпущено Союзом немецких инженеров на немецком языке в сентябре 1924 г. к железнодорожной неделе, прошедшей в Берлине. Русский вариант книги был опубликован спустя четыре месяца и имел более расширенную историческую часть, посвященную созданию тепловоза и полные данные о проводившихся испытаниях, которые продолжались и после выхода немецкого издания.

Тепловоз Юэ № 001, разработанный под руководством Ю.Ломоносова, стал итогом многолетней деятельности российских инженеров, высшим на тот момент техническим достижением отечественного конструкторского гения, крупным шагом в развитии передовых технологий. Практическим результатом использования двигателя внутреннего сгорания на локомотиве являлось то, что потребление топлива сокращалось в 3-4 раза, а расхода воды не происходило вовсе, что давало возможность использовать машину в безводных условиях пустынь и степей. Этот тепловоз был первым в мировой практике успешным опытом создания локомотива не на паровом двигателе, а на двигателе внутреннего сгорания, горючим для которого служили нефтепродукты. Такие двигатели были созданы немецким инженером Р.Дизелем в 1897 г. Машина стала основой для дальнейшей разработки моделей тепловозов, как в нашей стране, так и в других государствах.

Опыт Ломоносова, имевшего международную известность инженера-изобретателя, вызвал большой интерес именно в Германии, ревниво следившей за развитием технологий в тяжелой промышленности. Ю.В.Ломоносов стал одним из пионеров в создании тепловозов. Книга, по мнению немецких специалистов, должна была дать мощный толчок развитию новой отрасли машиностроения. Сам автор утверждал, что для дальнейшего успешного развития этого рода техники важнейшую роль сыграют не разработки новых конструкций, а практические опыты с уже созданными машинами, которые позволили бы их совершенствовать.

В книге представлена конструкция тепловоза, изложены работа по его строительству и результаты испытаний. Автор рассматривает историю воплощения в жизнь идеи постановки двигателя внутреннего сгорания на рельсовый транспорт. В ходе испытаний были проверены и проанализированы результаты работы всех систем тепловоза, установлены показатели расхода топлива, потребления электроэнергии, мощности двигателя, мощности и силы тяги, коэффициента полезного действия, размеров потерь. Технические характеристики тепловоза сопоставляются с таковыми же у последних моделей паровозов. Экспериментальные образцы тепловоза дважды переделывали и трижды тестировали в соответствии с определенной программой, прежде чем запустить в серийное производство, что позволило создать продукт высокого качества.

Книга снабжена большим числом графиков, схем и таблиц, наглядно показывающих эффективность результатов экспериментов. Представлены снимки тепловоза, его деталей и частей конструкции, работы на германских машиностроительных заводах, что является важным материалом для истории железнодорожной промышленности на раннем этапе советской власти.

Юрий Владимирович Ломоносов (1876-1952) – выдающийся российский инженер путей сообщения, профессор, в начале 1912 года был назначен членом Комитета Управления железных дорог и занимал должность заместителя начальника Управления. Под его руководством были проведены систематические тестирования всех типов паровозов по определенной жестко унифицированной методике, что позволило сравнить технические характеристики различных их серий и ставило науку о паровозостроении на новый теоретический уровень. Ученый-инженер ввел единую систему деления паровозов на серии и типы, что должно было помочь российскому локомотивостроению занять передовое место в мире, поскольку подобных систематических опытов не производилось больше нигде. В первые годы советской власти Ю.В.Ломоносов публикует значительную часть своих изысканий. В Советском союзе ученый являлся крупнейшим специалистом по железнодорожному делу и паровозостроению. Он был членом коллегии Народного комиссариата путей сообщения и председателем Технического комитета. Ю.В.Ломоносов пользовался безоговорочной поддержкой наркомов путей сообщения Ф.Э.Дзержинского и Л.Д.Троцкого, при этом подвергаясь, чем дальше, тем больше, яростным нападкам ряда про-сталински настроенных партийный деятелей.

Ю.В.Ломоносов возглавил «Русскую железнодорожную миссию заграницей», перед которой ставились задачи создать на Западе производство советских локомотивов и подвижного состава. Миссия занималась размещением заказов на производство железнодорожной и морской техники, а также проведение ремонта на ведущих европейских и американских заводах. В 1920 году Ю.В.Ломоносов был командирован в Швецию с мандатом, дававшим ему чрезвычайные полномочия и приравнивавшим его по статусу к народному комиссару, чтобы лично решать все организационные вопросы. Миссия постоянно наталкивалась на саботаж и противодействие западных чиновников, из-за чего ее работа объективно замедлялась. Здесь сплошь и рядом политика вставала в противоречие с коммерцией, и это отражалось на конечной стоимости заказов.

Миссия просуществовала до 1923 г., после чего Ю.В.Ломоносов возглавил представительство Наркомата путей сообщения за границей. Деятельность Ю.В.Ломоносова постоянно сопровождалась доносами надзирающих агентов. Его обвиняли в чрезмерных расходах (на строительство, премии сотрудникам и собственную обеспеченную жизнь) и классовой чуждости. Но его организация подчинялась напрямую главе советского правительства и до смерти В.И.Ленина могла развиваться весьма успешно. В 1926 году Ю.В.Ломоносов получил степень доктора наук, остался за границей, жил и работал в Англии, США и Канаде.

Благодаря его работе в 1921-1924 г.г. для России было построено 700 паровозов в Германии, 500 в Швеции, а также в ряде других стран. При хорошей постановке работы и единоначалии миссия действовала очень успешно, что позволило Ю.В.Ломоносову сохранить свое влиятельное положение. Среди заказанных им паровозов были машины серии Э, разработанные русскими конструкторами. Эти паровозы на тот момент стали одними из лучших в Европе.

Ю.В.Ломоносов преимущественно сотрудничал с германскими заводами и конструкторскими бюро. Все технические разработки принадлежали самому ученому и команде его инженеров. Благодаря работе Ю.В.Ломоносова по созданию новых локомотивов, среди которых тепловоз Юэ № 001 занимал ведущее место, советскому правительству удалось постепенно преодолеть транспортный коллапс, который был вызван революциями и гражданской войной.