![]() |
![]()
|
Ломоносов Ю., Шветер Э. Проэкты тепловозов, разработанные в 1921-1925 г.г. в Германии для СССР. Берлин, типография Буква, 1926. VIII, 227, 123 с.; с илл. в тексте и 9 илл. на отдельных листах. 29,4 x 22,6 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Владельческие надписи на титульном листе. Профессиональная реставрация с. VII и 117.
Издание увидело в свет в Германии, которая после Версальского мира искала партнеров для экономического и промышленного сотрудничества. Германия обрела такого союзника в СССР, для которого немецкие специалисты готовили промышленное оборудование.
В книге описан тепловоз Юэ № 001, разработанный под руководством Ю.Ломоносова как главного руководителя опытов, работавшего в Тепловозной комиссии. Эта модель была лучшим произведением отечественных инженеров. Потребление топлива в нем было сокращено в 3-4 раза по сравнению с прочими моделями. Этот тепловоз был первым в мировой практике успешным опытом создания локомотива не на паровом двигателе, а на двигателе внутреннего сгорания.
В книге также представлены конструкции других тепловозов, результаты их испытаний. Описаны основные элементы строения тепловоза, в том числе дизельные двигатели тепловозов серии Юм и Юэ, холодильные установки разных систем, особенности электрических передач, а также устройства механической, гидравлической и компрессорной передач. В издании предлагается небольшой исторический очерк развития железнодорожной техники и, конкретно, эволюции тепловозов - с учетом богатого опыта работы авторов на железных дорогах Российской империи и СССР. Книга снабжена большим числом иллюстраций, графиков, схем и таблиц. Представлены снимки тепловозов, деталей и частей конструкций.
Юрий Владимирович Ломоносов (1876-1952) - выдающийся российский инженер путей сообщения, профессор. В 1912 г. был назначен членом Комитета Управления железных дорог и занимал должность заместителя начальника Управления. Под его руководством были проведены систематические тестирования всех типов паровозов по определенной методике, что ставило науку о паровозостроении на новый теоретический уровень. Ученый-инженер ввел единую систему деления паровозов на серии и типы, что должно было помочь российскому локомотивостроению занять передовое место в мире. В Советском Союзе ученый являлся крупнейшим специалистом по железнодорожному делу и паровозостроению. Он был членом коллегии Народного Комиссариата путей сообщения и председателем Технического комитета, пользовался безоговорочной поддержкой наркомов путей сообщения Ф.Э.Дзержинского и Л.Д.Троцкого.
Ю.В.Ломоносов возглавил «Русскую железнодорожную миссию за границей», перед которой ставились задачи создать на Западе производство советских локомотивов и подвижного состава. Миссия занималась размещением заказов на производство железнодорожной и морской техники, а также проведение ремонта на ведущих европейских и американских заводах. Миссия просуществовала до 1923 г., после чего Ю.В.Ломоносов возглавил представительство Наркомата путей сообщения в зарубежных странах. Деятельность Ю.В.Ломоносова постоянно сопровождалась доносами надзирающих агентов. Его обвиняли в чрезмерных расходах (на строительство, премии сотрудникам и собственную обеспеченную жизнь) и классовой чуждости. Но его организация подчинялась напрямую главе советского правительства и до смерти В.И.Ленина могла развиваться весьма успешно. В 1926 г. Ю.В.Ломоносов получил степень доктора наук, остался за границей, жил и работал в Англии, США и Канаде. Благодаря его работе в 1921-1924 г.г. для России было построено 700 паровозов в Германии, 500 в Швеции, а также в ряде других стран.