Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Лунинский Э. Княжна Тараканова. М., 1909. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Лунинский Э.
Год издания: 1909


Лунинский Э. Княжна Тараканова. Перевод с польскаго В.Петручика. С иллюстрациями на отдельных листах и многими факсимиле. М., издание Московскаго Книгоиздательскаго Товарищества «Образование», 1909. 159 с.; с илл. в тексте и 7 илл. на отдельных листах. 24,6 x 16,5 см. Книга вышла в серии «Русская быль». В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга, 44-178.


В разное время она звалась мадемуазель Франк, графиней Пиннеберг, Елизаветой Волдсмир, княжной Владимирской, Елизаветой Всероссийской. В России она получила известность как княжна Тараканова. Интерес к фигуре княжны возрос с новой силой в эпоху правления Александра II. После вступления на престол он поручил подготовить для себя мемориал о княжне. Тогда был обнародован ряд хранящихся в архивах документов, раскрывавших некоторые тайны времен царствования его предков. В прессе начали появляться и публикации о княжне Таракановой. В это время, согласно секретным донесениям полиции о разговорах по поводу княжны Таракановой, о ней начала говорить либерально настроенная интеллигенция, чиновники, студенты. В княжне видели не только жертву произвола, но и законную наследницу русского престола. Книга профессора Львовского Университета Эрнеста Лунинского (1868-1931) стала последним по времени предреволюционным исследованием о Таракановой. Его монография была издана в Кракове на польском языке и вскоре переведена на русский язык. Автор основывался почти исключительно на архивных документах.

Во время восстания Пугачева, в 1773-1775 годах, в Париже появляется молодая особа, называющая себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа А.Г.Разумовского. Тот факт, что жива внучка Петра Великого, представлял серьезную угрозу для Екатерины II. Необходимо было любой ценой устранить эту «авантюрьеру». Согласно рапорту петербургского генерал-губернатора, представленного Екатерине II, ни места рождения, ни родителей своих, ни национальности самозванка не знала. Она только помнила, что в детстве жила в Лионе и в Киле. Всем необходимым для жизни ее обеспечивали баронесса Штерн и данцигский купец Шуман. В 1761 году ее зачем-то привезли в Петербург, а оттуда по распоряжению Петра III отправили к персидской границе. Затем она оказалась в Багдаде, где ей сообщили, что она дочь императрицы Елизаветы Петровны. Какой-то богатый перс по имени Али везет ее по Европе. Вояж завершается в Париже. С 1767 года в ее судьбе принимал участие польский магнат Кароль Радзивилл. Она периодически заводила романы с разными европейскими аристократами, среди которых князь Лимбургский и граф Рошфор де Валькур. В Константинополе она намеревалась обратиться с воззванием о своих правах на русский престол к русским армии и флоту, находившимся на турецком фронте. Замысел княжны был поддержан Версальским двором. По утверждению княжны, она была связана с Пугачевым. В сентябре 1774 года английский консул Джон Дик был награжден за услуги по поимке Таракановой орденом Анны I степени. Для этой цели были также использованы русские офицеры – командовавший русской эскадрой контр-адмирал Самуил Грейг, генерал-майор Иван Христинек, а также принятый на русскую службу неаполитанец Иосиф де Рибас. Даже после гибели Таракановой некоторые в Европе были убеждены в ее царственном происхождении. Так, об этом говорится в известной книге Кастера «Жизнь Екатерины II, императрицы России», вышедшей во время Французской революции.

Княжна Тараканова заинтересовала Э.Лунинского в связи с тем, что он занимался документами Барской конфедерации и отношениями самозванки с Карлом Радзивилом. Тем могущественнее и неудержимее становилось очарование, чем глубже автор вникал в историю ее приключений. Он исследовал документы, отобранные у самозванки при аресте и отложившиеся в архиве Санкт-Петербурга. Мертвые бумаги, по словам Лунинского, сами собой исторгали жизненный огонь, к этому ему даже не пришлось прикладывать серьезных усилий. Э.Лунинский приводит историю архива Таракановой, а также описывает его содержание.

Россию Э.Лунинский называет классической страной самозванцев. С самозванцами нередко были связаны разные ожидания широких слоев общества. Авантюристы без определенных планов, ошеломленные минутой успеха, периодически сотрясали могущественную империю. Императрица Екатерина, оказавшись у фундамента того здания, которое начинал возводить Петр Великий, положила все на алтарь интересов государства, в том числе и свои собственные интересы. Поэтому она весьма энергично боролась с самозванством, добираясь до его корней. Но самозванцы возникали не на пустом месте. Плачевны были внутренние условия жизни государства. Под модным кафтаном «европейскости» скрывалась грубость, со страшной суровостью собирались подати, дворянство жило «всякой всячиной», в пустоте и безцельности. Церковь не могла помочь нравственной поддержкой угнетенным массам, бюрократия мучила население. В Петре III, к примеру, многие простые люди видели ту тайную магичесую силу, которая должна была положить конец всем их страданиям. Пугачевское восстание совпало сразу с целым рядом событий: войной на Балканах, борьбой за польское наследство. Как признает Э.Лунинский, княжна Тараканова не случайно была так опасна. Ее внешние достоинства увеличивались ее интеллигентностью. Она умела очаровывать окружающих своими артистическими спобностями. Э.Лунинский поробно излагает всю драматичную, местами комичную, местами трагичную судьбу Таракановой. Он набрасывает портреты разномастных авантюристов помельче, окружавших умелую самозванку на разных этапах ее похождений. Вся история Таракановой - это запутанный клубок легенд, самообманов, утопичных проектов, которые возникали для того, чтобы все время поддерживать образ княжны, менявшей облик подобно хамелеону. В книге описаны ее долгие путешествия по всей Европе, где она попыталась искать счастье даже у папского престола.

Книга иллюстрирована репродукциями с гравюр, изображающих наиболее важных «героев» истории княжны Таракановой. Среди прочих воспроизводятся два портрета, под одним из которых надпись - «Княжна Тараканова», а под другим - «Принцесса Августа Тараканова, во иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановом монастыре, где по многих летах праведной жизни своей скончалась 1808 года и погребена в Новоспасском монастыре». Изображенные на обоих портретах женщины внешне очень похожи друг на друга. Оба портрета похожи на знаменитую авантюристку, если судить о ее внешности по описаниям фаворита Екатерины II графа А.Орлова, которому было поручено арестовать Тараканову.