Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, февраль. – М.: Печатный двор, 25.01.1646. Экземпляр полный. Переплет последней четверти XVIII в. - доски в коже с блинтовым и золотым тиснением. Отличная сохранность. Экземпляр представляет историческую ценность. Редкость.

Автор: Без автора.
Год издания: 1646


МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, февраль. – М.: Печатный двор, 25.01.1646 (22.09.–25.01.7154). Алексей; Иосиф.
2°. 18–78 84 98–428 = л.: 1 пустой, 1–330, 335 = 332 л.
Набор: 25 строк с колонтитулом. Шрифт: 10 строк = 90 мм.
Орнамент: инициал 1; заставок 5 с 4 досок.
Печать в две краски. Сигнатуры в центре нижнего поля первого листа тетради, фолиация в правом нижнем углу – кириллическими цифрами.
Зернова 183.

* Колонтитул отличается от колонтитула круга Миней 1620-х гг. На всех Минеях нового издания на обороте листа слово «м<е>с<я>цъ» и его название. На первой странице листа – номер дня и слово «д<е>нь». Названия служб русским святым и праздникам в колонтитул уже не внесены.
Указ о печатании 12-ти «Миней служебных» на весь год («круга Миней») датирован в бумагах Печатного двора 06.12.1644 г. Книги было приказано печатать «с новыми чудотворцы». Печатание Минеи на сентябрь было начато 25.04.1644. «Выход из дела» последней книги из «круга Миней» относится к 25.07.1646. Годичный «круг Миней» рассматривался как единый комплекс с общей себестоимостью и ценой, единым тиражом. Тираж Минеи на один месяц 1200 экз. Себестоимость всех 12 томов Миней 8 р. 6 алт. 0,5 ден., «указная цена» полного комплекта 12 р.
Поздеева 134. Лукьянова II, 94.

Опечатки в фолиации: л. 25, 59, «рii» вместо 23, 89, 113; 141 вместо 157 (исправленa типографским способом). Л. 208 – не нумерован.


282 х 180 мм. Экземпляр полный. Нет пустого листа. Утрата фрагментов нижнего поля и нижнего правого угла на л. 1, 24-25. Ряд листов на оборотах подклеены вдоль внутреннего и нижнего поля, на л. 304 заклеен разрыв листа на полосе набора невержированной бумагой конца XVIII в. (заклеенные буквы не восстановлены). Л. 208 - нн, пронумерован чернилами, почерком середины XVII в. На многих листах капли воска (особенно многочисленные на службе Сретения: «Месяца того ж во 2 день Сретение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, на малеи вечерни стихиры. Глас 1.», «На велицеи вечери и блажен муж на Господи возвах поставим стихов 8 и поем стихиры самогласны глас 1» - лл. 16-27); правые нижние углы загрязнены. Лл. 1 и 335об. незначительно потемнели, загрязнены более, чем листы внутри блока.

Переплет: последней четверти XVIII в. доски в коже с блинтовым и золотым тиснением, концы бинтов распущены и наклеены на внутренние стороны досок. Листы обклейки и припереплетные (I, II) из невержированной бумаги конца XVIII в. Застежка и пробой утрачены. Незначительные потертости переплета, следы жучка на нижней крышке. Обрез был покрашен «в напрыск».

Записи: по лл. 1-234 по одному или несколько слов на листе, (запись, как правило, идет по пяти-шести листам, далее следуют три-четыре листа без записи, далее она продолжается) профессиональным полууставом середины XVII в.: «В ц<а>рство бл<а>говѣрнаго и хр<и>сстолюбиваго великого г<о>с<у>д<а>ря ц<а>ря і великого кн<я>ѕя Алеξѣя Михаиловича всая Русиі самодержжца превысочаишия и пресвѣтло сиятилныя бл<а>гочестия степени Б<о>гомъ возвыщиннаго Росиискаго ц<а>рства ихъ в преславномъ и б<о>госп<а>саемомъ началниишемъ градѣ Москвѣ Лѣта 7109 (1600)-г<о>1 (!) сентября въ 1 де<нь> дал сию кн<и>гу м<е>с<я>цъ Ѳевраль торговои ч<е>л<о>в<е>къ Астаѳеи Семеновъ по родите<ле>и своих в домъ ст<и>в<я>тиля2 Николы Чюдотворца и пр<е>падобнаго Сергия Радонежскаго б<о>жедомского при попѣ Ѳомѣ Никитинѣ. И родители ево Астаѳьевы вписать в Сенадикъ и молю его служителя і иже по немъ кто будетъ св<я>щеницы щедротъ ради Хрисстовых да поминаютъ сихъ имена, по них же дана кн<и>га сия, во время с<вя>тыя и страшныя ангил<ь>скимъ силамъ службѣ, егда б<о>жии прес<вя>тыи агнецъ за спасение всего мира закалаетца. И техъ бы имъ родителеи д<у>ша поминать на просвиромисаниих и на понахидахъ и во всяко время, вне же м<о>л<и>твы к Б<о>гу о усопшихся возсылаютца, да и сами помиловани3 будутъ ѡт Б<о>га во ц<а>рствии н<е>б<е>снемъ, помазуя бо мастию бл<а>гоуханною друга своего самъ прежде бл<а>гоухания сподобляетца. Ѡ рабѣ Божии Еустаѳии и о дому и о сродствѣ его во время живота его и здравия да молятъ Б<о>га егда воспиминая (!) с<вя>тыя страсти Г<оспо>да н<а>ш<е>го И<су>са Х<ри>сста г<лаго>л<ю>ще сице ѡ оставление согрѣшениемъ рабом б<о>жим Еустаѳии и о его сродствѣ наших с<вя>тых ради м<о>л<и>твъ ихъ получимъ сия вся приключшаяся нам и всяко время, вня же имена православных поминаютца, да и сами от Б<о>га такожде помиловании будутъ а егда м<и>л<о>с<е>рдыи Б<о>гъ своими праведными судбами раба своего Еустаѳия дние его (?) сокротитъ и д<у>ша его до ѳтораго своего и страшнаго пришествия с тѣломъ разлучитъ и ему пожаловать и его сродство вписать во вседневнои Cенодик с тѣми же родители вмѣсте, по которых по которых (!) сия кн<и>га дана бысть а кто сию кн<и>гу м<еся>цъ Ѳевраль из дому восхощетъ взяти имянуя еѣ своею да убоитца С<вя>тымъ д<у>хомъ реченного словеси всякъ взимаяи что ѡт с<вя>тыя б<о>жия ц<е>ркви разоритель б<о>жиего дому именуетца».

Судя по записи, книга была вложена в церковь Николая чудотворца в Звонарях в Москве. С 1996 года храм относится к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Современное здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году и находится по адресу: ул. Рождественка, 15/8.

Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при церкви был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. В 1619 году церковь упоминается как деревянная. Впоследствии она несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она известна уже как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое закрепилось за ней с 1677 года. В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалеку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Главный престол храма — Благовещение Пресвятой Богородицы. Кроме того имеется придел Николая Чудотворца и приставные приделы — святителя Алексия, Усекновения главы Иоанна Предтечи, преподобного Сергия Радонежского, Успения Божией Матери и святителя Димитрия Ростовского. В 1930 г. церковь была закрыта.

Вкладная запись на книге интересна, прежде всего, своей развернутостью и нестандартными формулировками, превращающими ее в достаточно оригинальный текст, в котором рассматриваются особенности поминального обряда, выражено отношение к нему человека середины XVII в., его восприятие тех обязанностей церковнослужителей, которые они несут за вклад книги. Ценно весьма подробное перечисление того, когда следует поминать усопших родственников во время богослужения: во время литургии на проскомидии, во время панихид, когда поминаются все усопшие, а также и в любое время вне молитвы. Почему священники должны чаще поминать умерших? Потому что, чем больше помянут, тем легче спасутся, считает вкладчик. Следует также постоянно молиться о спасении вкладчика при его жизни, а после смерти его и его род вписать в Синодик, что являлось обычным требованием при вложении книги в церковь или монастырь. Запись датирована и близка ко времени издания книги, в ней точно указаны имя и род занятий вкладчика, место вклада, при каком священнике этот вклад был сделан. Все эти детали в совокупности встречаются в записях сравнительно редко и имеют большое значение для истории бытования дониконовской печатной кириллической книги.

Экземпляры изданий, вышедшие на Московском Печатном дворе до 1652 г. сохраняются в столь хорошем коллекционном состоянии редко. С одной стороны, после реформ Никона они неоднократно изымались из церквей и монастырей, поскольку служить по ним было формально запрещено. Изъятые экземпляры далеко не всегда сохранялись. С другой стороны, получив широкое распространение среди староверов, книги часто зачитывались в ходе многовекового использования и тоже гибли. В процессе своей жизни книга не раз меняла своих владельцев, и часто такая смена происходила незаконно. Новые собственники целенаправленно портили прежние владельческие или вкладные записи, уничтожая в них имена старых хозяев или названия мест, где книга раньше находилась. Самый большой урон старопечатной богослужебной книге нанес период советской власти, в ходе которого церковные книги не ценились и активно уничтожались.

1 Очевидно, писец пропустил одну цифру в дате, вероятно, «н» - 50, и дата должна выглядеть следующим образом «7159» (1650).
2 Писец поменял в слове порядок букв вместо «св<я>т<и>тиля» написал «ст<и>в<я>тиля».
3 Вероятно, сначала писец хотел написать другое слово, но затем сделал исправление поверх нескольких букв, первоначальное слово не совсем ясно.