Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губерния. Спб., 1913. Первое издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Автор: Макаренко А.А.
Год издания: 1913


Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губерния. С 32 иллюстрациями. Спб., Государственная Типография, 1913. [4], VIII, 293 c.; 16 л. табл. 22,2 х 15,3 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.


Алексей Алексеевич Макаренко (1860-1942) - фольклорист, этнограф и публицист. Учился в реальном училище в Харькове. В 1881 г. примкнул к народникам и в 1886 г. за участие в революционном движении был сослан в Восточную Сибирь, где жил сначала в селе Ужур, затем до 1897 г. в селе Казачинском и в Красноярске. С первых лет ссылки публиковался в сибирских газетах и журналах. За «Материалы по народной медицине в Енисейской губернии», изданные в Петербурге 1898 г., получил Малую Золотую медаль Географического общества. Сибирский народный календарь, собранный А.А.Макаренко, получил высокую оценку министра, члена Государственного совета А.С.Ермолова. По словам известного фольклориста и этнографа М.К.Азадовского - «это совершенно исключительная работа, равной которой у нас вообще мало в сибирской этнографии, а в литературе, посвященной русскому населению Сибири, и совсем нет». Книга дважды переиздавалась.

В навигационный период 1897-1898 г.г. А.А.Макаренко впервые плавал по Енисею и Ангаре, собирал материалы о быте и занятиях прибрежного населения. Летом 1899 г. совершил поход в Южно-Енисейскую тайгу для ознакомления с техникой горного дела и жизнью рабочих на золотых приисках. Под видом "доброхотного ямщика" побывал при крестьянском обозе, на дальних золотых промыслах Южно-Ачинской тайги. С 1904 по 1923 г.г. совершил четыре этнографические экспедиции в районы правых притоков Енисея, Верхней и Подкаменной Тунгуски. В 1910 г. участвовал в качестве статистика в Амурской экспедиции. Вынужденное пребывание в Сибири, несколько смягченное благожелательным отношением местного населения, способствовало накоплению ученым знаний о народной жизни и собиранию фольклорного материала, ставшего основой для настоящего труда.

Изучение народных праздников, религиозно-обрядовой и бытовой стороны основывается на стремлении найти тот путь, которым складывалась культура в России. В календаре, собранном А.А.Макаренко чуть больше, чем за 20 лет, проявились характерные черты енисейских крестьян и крещеных инородцев: поверья, обычаи, традиции праздников и суеверия. При освоении Сибири русские люди, столкнувшись с непривычно суровыми условиями природы, заимствовали у коренных нардов охотничьи привычки, технику рыболовства и образцы жилищ. Предметы материальной культуры, прочно войдя в русский быт, способствовали сближению с тунгусами и бурятами. Смешение нравов и обычаев нередко приводило к заключению браков.

В области верований, наряду с отсутствием школ и других просветительских организаций, отдаленностью церквей, это способствовало закреплению мнения о чудодейственных способностях тунгусских шаманов даже среди русского населения. "Суеверное почитание шаманов, - пишет А.А.Макаренко, - ... лишь дополняет собою груду суеверного хлама, которым, при всей сравнительной трезвости ума русского сибирского народа, полны мысль и душа его, благодаря малой культурности и ничтожному распространению среди него здорового просвещения". Некоторые народы, не справившиеся с русским влиянием, утратили типичные черты своего племени, забыли родной язык и совершенно ассимилировались в русскоязычной среде. Некоторые жители Ачинского уезда, хоть и были "крещены при помощи драгун", сохранили национальный язык и черты при знании русского языка и соблюдении церковных обрядов православной церкви.

Отличительной чертой Сибирского народного календаря является его устная традиция. А.А.Макаренко сообщает, что в своих экспедициях часто встречал крестьян, не знающих названий месяцев и имеющих весьма смутное представление о числах: в селениях и волостях с "тугим до вычислений" народом, как правило, встречался знаток и толкователь, способный указать не только ближайшие праздники, но и указать их на год вперед. В книге описаны традиции не только празднования, но и пропуска праздников, обусловленных сезонными работами и нехваткой рабочих рук. Кроме больших церковных праздников, в календари вошли праздники святых, почитаемых в деревне, описания праздничных игрищ и увеселений, включены пословицы, суеверия, сказания и народные песни. Описаны основные занятия, свойственные тому или иному месяцу. В качестве иллюстраций приводятся фотографии местных жителей, пейзажи, рисунки святочных масок, украшений на праздники.