Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Малолетнее отделение Сиротского института в Москве. М., начало ХХ века. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1910


Малолетнее отделение Сиротского института в Москве. М., начало ХХ века. Размер снимка 12,2 х 17,1 см. Отличная сохранность.


В царствование императора Николая I призрение и воспитание сирот получили прочное основание и широкое развитие. Опустошительная холерная эпидемия (1830 и 1831 г.г.), войны, ей предшествовавшие, имели роковым последствием огромное число сирот, нуждавшихся в немедленной помощи. С этой целью в 1834 году в Воспитательном доме было организовано Сиротское отделение, на основе которого образовался впоследствии Сиротский институт императора Николая I. Институт располагался в бывшем доме графов Разумовских.

Чтобы обеспечить будущность воспитанниц, дать им возможность «добывать средства к жизни”, их обучали не только наукам, но и ремеслам; „все, что клонится лишь к блеску, было откинуто от воспитания". С течением времени программа учебных классов расширялась.

Для подготовки „наставниц для воспитания детей" были учреждены французские классы. Затем к общеобразовательным классам прибавился высший - практический, воспитанницы которого, называвшиеся „кандидатками", занимались преподаванием в младших классах под руководством учителей и определялись на некоторое время классными дамами в другие институты. В это же время появился особый - музыкальный класс, в котором стали обучаться музыке наиболее одаренные девушки.

Кроме того, в 1837 г. было открыто Малолетнее отделение Сиротского института, куда принимались дети-сироты 4-6-летнего возраста. Программа („учебная табель") для малолетнего отделения включала: Закон Божий, русский и французский языки, арифметику, рукоделие, хоровое пение, музыку, танцы и гимнастику. По достижении 10 лет девочки переводились в институт.

Особое внимание уделялось изучению языков, чтению. Благодаря удачному распределению дня, на чтение было достаточно времени. Каждый класс получал свой журнал - русский и иностранный; в каждом была заведена своя классная библиотека (соответственно возрасту) из произведений классиков родной литературы. Языки преподавались так, что в четвертом классе девочки читали Шиллера в подлиннике, для удовольствия.

Принцип сердечности и искренней заботы о воспитанницах лежал в основе всей работы наставниц и педагогов института. „...Воспитанницы не только пользуются всем необходимым в стенах заведения до последней иголки и шпильки включительно, но, выходя, получают полное приданое - белье, платья, верхнюю летнюю и зимнюю одежду, все заказанное ими самими по собственному вкусу и строго проверенное начальством. Институт сам подыскивает им места и, если жизнь не улыбнется, и место выйдет неудачное, в течение трех лет каждая может вернуться и жить в старом гнезде, пока не подыщет новых занятий...".