Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Маяковский В. Разговор с фининспектором о поэзии. Обложка и монтаж А.Родченко. Тифлис, 1926. Первое издание, прижизненное. В иллюстрированной издательской обложке работы А.Родченко и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Маяковский В.
Год издания: 1926


Маяковский В. Разговор с фининспектором о поэзии. Обложка и монтаж А.Родченко. [Тифлис]: Акц. О-во «Заккнига», [1926]. 15 с. 16,9 x 13,1 см. Первое издание, прижизненное. В иллюстрированной издательской обложке работы А.Родченко и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Библиография: Турчинский Л.М. Русские поэты XX века. Материалы для библиографии. М., 2007, с. 347.


Поэтический разговор В.Маяковского с фининспектором имел вполне реальную, прозаическую предысторию. Как известно, сохранилось заявление налогоплательщика, поданное Владимиром Маяковским инспектору 17-го участка Мосфинотдела. В этом заявлении В.Маяковский просит снизить сумму налога: согласно законодательству того времени, поэт эпохи НЭПа приравнивался к кустарю-одиночке. Просьба поэта была удовлетворена в связи с большими производственными расходами трудящегося В.Маяковского, о которых он столь оригинально поведал в своем «Разговоре». Это текст на злобу дня, обличающий недостатки нового общества, в котором налицо перегиб в сторону рациональности, учета КПД, сведения дебета с кредитом. Но поэзию не померить линейкой, не взвесить на весах. И В.Маяковсский заявляет протест по отношению к такой оценке результатов своего труда.

А тем временем в 1920-е г.г. творческий союз А.Родченко и В.Маяковского взорвал книжную и рекламную индустрию эпохи НЭПа. Два творца стали законодателями моды, их произведения были самым живым явлением в оформлении книг, плакатов, рекламных щитов. В один момент эти плакаты и реклама наводнили Москву. Совместные работы поэта и художника словами и образами глубоко воздействовали на умы и подсознание масс. В.Маяковский писал лозунги и агитки, а А.Родченко переводил их в графику и иллюстрации. Поэт совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая стала отличительной особенностью того времени. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст, визуализированный через цветовые пятна и геометрию.

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) - русский поэт-футурист, один из лидеров русского авангарда в литературе, создатель творческого объединения ЛЕФ. Один из крупнейших поэтов XX века. В 1925-1928 г.г. он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928) и др.

Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - выдающийся советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, основоположник конструктивизма, одна из крупнейших фигур русского авангарда, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Активно вводил в искусство новые методы изобразительности - коллаж и фотомонтаж, в фотографии прославился нестандартными ракурсами, которые были названы его именем: «ракурсы Родченко». Все это принесло художнику мировую известность и выдвинуло в первый ряд среди мастеров, менявших основы восприятия. А.Родченко работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой. В начале 1930-х г.г. он подвергся резкой критике партийных чиновников от искусства за формализм. В это десятилетие А.Родченко переключился на пропагандистскую фотографию, в которой создал запоминающиеся серии образов, ставшие «визитной карточкой» эпохи индустриализации.