Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Москва: Соборы, монастыри и церкви. [Издание Н.А.Найденова]. 4 тома. М., 1882-1883. Роскошное издание, отпечатанное ограниченным тиражом. В четырех современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Тройной золотой обрез. Редкость.

Автор: Найденов Н.А.
Год издания: 1882


Москва: Соборы, монастыри и церкви. [Издание Н.А.Найденова]. 4 тома. [М., типо-литография И.Н.Кушнерев и Ко., 1882-1883]. 39,8 х 31 см. Роскошное издание, отпечатанное ограниченным тиражом на высококачественной толстой бумаге. В четырех современных библиофильских полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Тройной золотой обрез. Издание имеет значительную историческую ценность. Редкость.

Том I. Кремль и Китай-город. (1883). [8] с.; 32 л. илл.
Том II. Белый город. (1882). [6] с.; 1, 1-2, 2А, 3А, 3Б, 4-5, 5А, 6, 6А, 7-35, 35А, 36-54 = 60 л. илл.
Том III. Земляной город. (1882). В двух частях. Часть 1. [10], [2] с.; 1-18, 19А, 19Б, 20-53, 53А, 54, 54А, 55-69 = 72 л. илл. Часть 2. [6] с.; 1-6, 6А, 7, 7А, 8-25, 25А, 26-31, 31А, 32, 33 = 37 л. илл.
Том IV. Местность за Земляным городом. (1883). [8] с.; 1-3, 3А, 4-5, 5, 6-8, 8А, 9-69, 69А = 73 л. илл.


Настоящее уникальное издание было выпушено по идее и на средства крупнейшего московского предпринимателя и общественного деятеля второй половины XIX в., текстильного магната, банкира, мецената Николая Александровича Найденова (1834-1905). В этом многотомном альбоме были запечатлены все храмы и монастыри Москвы. Он стал первым в серии изданий альбомов с видами памятников московской архитектуры. Современник Н.А.Найденова, крупный московский купец П.А.Бурышкин так оценивал издательскую и научную деятельность Николая Александровича по изучению истории и архитектуры Москвы: «Не думаю, чтобы в каком-либо другом городе мира были собрания такой же ценности исторических документов трудами одного человека и не профессионального историка, желавшего послужить родной стране и родному городу».

Николай Александрович Найденов происходил из крестьянского рода, известного по документам с XVII в., члены которого проживали в старинном суздальском селе Батыево. Н.А.Найденов получил прекрасное по тем временам образование. Он был первым учеником Петропавловского евангелическо-лютеранского училища, которое окончил в 1848 г. Знал пять языков: немецкий, французский, английский, греческий, голландский; бухгалтерию и конторское дело изучал на примерах лучших заграничных торговых фирм.

В 1863 г. братья Найденовы - Виктор, Александр и Николай - основали Торговый дом «А.Найденова сыновья», занимавшийся торговлей шерстяной пряжей и ее обработкой на собственной фабрике. Основой роста промышленных предприятий Н.А.Найденова стала «банковская лихорадка» 1870-х г.г., когда новые банки росли как на дрожжах, и Николай Александрович был одним из первых в этом деле. В 1871 г. он возглавил учрежденный по собственной инициативе Московский торговый банк с капиталом в два миллиона рублей. Здесь он тесно сотрудничал с крупнейшими московскими предпринимателями Т.С.Морозовым, В.И.Якунчиковым, А.К.Крестовниковым, П.М.Рябушинским и другими. В конце XIX в. акционерный капитал банка увеличился до пяти миллионов. Торговый банк широко финансировал только «свои» фирмы, которыми управлял сам Н.А.Найденов. В 1874 г. Николай Александрович основал при финансовой поддержке своего банка хлопкоторговую компанию "Московское торгово-промышленное товарищество". Товарищество владело в Туркестане четырьмя хлопкоочистительными заводами, занималось покупкой и доставкой хлопка из Средней Азии и Америки на фабрики московского региона. Н.А.Найденов приобрел Товарищество мануфактур Разоренова и Кормилицына, крупный хлопчатобумажный комбинат в Кинешме Костромской губернии и полностью обновил в нем производство. В 1902 г. предприниматель учредил и возглавил Московско-Кавказское нефтепромышленное товарищество.

Долгие годы Н.А.Найденов был наиболее активным деятелем, консолидировавшим московскую купеческую корпорацию. Он представлял ее интересы на разных уровнях. В 1865-1868 г.г. Николай Александрович был гильдейским старостой в Московской купеческой управе, затем был выборным представителем от купечества в Московской городской думе, входил в комиссию при Министерстве финансов по пересмотру таможенного тарифа (1868). С 1877 по 1905 г.г. Н.А.Найденов был председателем Московского биржевого комитета. Он лично докладывал царю о положении дел в московской экономике и образовании, будучи основателем и покровителем целого ряда учебных заведений. Кроме того, Н.А.Найденов занимался разработкой проектов экономических реформ совместно с министром финансов С.Ю.Витте и правительственных постановлений в областях коммерции и финансов.

Имея широкие общественные и исторические интересы, Н.А.Найденов, помимо предпринимательства, занимался множеством других социально и культурно значимых проектов. В 1870-х г.г. он стал председателем Комиссии по вопросу о необходимости исторического описания Москвы, тесно сотрудничая на этом поприще с историком И.Е.Забелиным. Увлечение историей Москвы стало для предпринимателя и финансиста делом всей жизни. В 1877 г. на заседании Московской городской думы он предложил рассмотреть вопрос о составлении исторического описания Москвы.

Наибольшую известность приобрели так называемые «Найденовские альбомы» с видами Москвы. В общей сложности с 1882 по 1891 г. вышло четырнадцать альбомов нескольких изданий, которые содержат 680 листов снимков исторических и архитектурных памятников. В этих альбомах впервые по-настоящему полно и всесторонне был отражен внешний вид Москвы эпохи Александра III.

Свою деятельность на этом поприще Н.А.Найденов начал с того, что для «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов» организовал беспрецедентную акцию: на собственные средства произвел фотофиксацию всех без исключения церквей города. Если бы эти бесценные реликвии прошлого не остались запечатленными в «Найденовских альбомах», мы никогда не имели бы представления о большинстве из них. За издание первой серии альбомов Н.А.Найденов был в 1883 г. избран почетным членом Археологического института.

Еще в ранней юности, в Петропавловском евангелическо-лютеранском мужском училище, готовившем будущих предпринимателей, Николай Александрович проявил хорошие способности к рисованию. Он выполнил рисунки четырех московских храмов. Очевидно, интерес, в первую очередь, к московской церковной истории и архитектуре был глубоко осмысленным и центральным в сознании мецената, который стремился своей деятельностью в поколениях прославить московскую купеческую корпорацию, принадлежностью к которой он гордился.

Именно на деньги купцов и состоятельных прихожан, многие из которых были выходцами, как и Найденов, из деревни, строились приходские церкви Москвы. Каждая промышленно-ремесленная городская община стремилась создать собственный храм на своей улице. Церковь эта становилась лицом прихода, его «визитной карточкой», свидетельством состоятельности, предприимчивости, благополучия, вкусов лиц, составлявших костяк общины. В Москве не было ни одного одинакового храма. Название храма, его приделы, освященные в честь тех или иных праздников или святых, были тесно связаны с местом церкви на карте, с историей общины и ее лидеров. И, уж конечно, приходской храм был сердцем духовной культуры объединенных вокруг него людей, а в совокупности своей все «сорок сороков» были историческим стержнем города и страны в целом. Таким образом, неслучайно выбор Н.А.Найденова в первую очередь пал именно на московские церкви и монастыри.

В альбом «Москва. Соборы, монастыри и церкви», состоящий из четырех томов в пяти частях, вошли фотографические изображения 274 московских храмов и монастырей. Снимки были выполнены ведущей и наиболее технически развитой фотографической фирмой того времени «Шерер, Набгольц и Ко», хозяин которой имел высший деловой статус «Фотографа Его Императорского Величества». Фотосъемкой руководил фактический владелец фирмы талантливый фотограф Альберт Иванович Мей (1842-1913). Изготовление, печать и тиражирование большеформатных фотографий было достаточно сложным процессом, требовавшим от фотографа значительного труда, высокой технической оснащенности и незаурядного профессионального мастерства. В 1870-х г.г. фирма А.И.Мея становится лучшей в Москве. На Московской фотографической выставке 1882 г. ее достижения были отмечены Серебряной медалью и правом помещать на своей продукции российский герб. Всего фирма трижды награждалась этим почетным и чрезвычайно выгодным правом. А.И.Мей и его компаньон Шиндлер выиграли конкурс на лучшие снимки Москвы, который был организован председателем Московского биржевого комитета Н.А.Найденовым.

С подлинных снимков при подготовке альбома были сделаны фотогравюры, которые снабжены короткими текстами с описанием истории каждого храма. Снимки в издании воспроизводятся в полную величину: ок. 25 х 20 см. Они интересны не только тем, что передают исторический вид храмов, характерный для начала 1880-х г.г., но и тем, что запечатлели окружающие здания, ограды, тротуары и мостовые, иногда разрушенные постройки. Качество съемки настолько высоко, что видны мельчайшие архитектурные детали. Каждый том имел две-три страницы указателя, в котором Н.А.Найденов давал полное название храма и его приделов, отмечал, к какому сороку храм относится, называл дату его постройки (а иногда и основания), оговаривая при этом первоначальное существование деревянного храма. Этот уникальный на сегодня исторический документ стал самым полным источником, позволяющим познакомиться с храмами, в том числе и теми, которые навсегда утрачены.

Печать большеформатных фотографий и их гравированных копий была единичным делом из-за дороговизны исходных материалов и аппаратуры, с помощью которой осуществлялось тиражирование. Такие произведения всегда были малотиражными: от нескольких десятков до двух-трех сотен экземпляров. Как правило, они изготовлялись по числу тех высокопоставленных лиц государства или городской администрации, которым по какому-то торжественному случаю преподносился тот или иной альбом видов, и совсем малое число экземпляров могло поступать в открытую продажу.