Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Муратов П. Образы Италии. Полное издание в трех томах. [Берлин], 1924. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Автор: Муратов П.
Год издания: 1924


Муратов П. Образы Италии. Полное издание в трех томах. [Берлин]: издательство З.И.Гржебина, 1924. 14,7 x 10 см. В трех современных полукожаных переплетах. Отличная сохранность.

Т. 1. Венеция – Путь к Флоренции. Флоренция – Города Тосканы. 379 с.; 13 л. илл.
Т. 2. Рим-Лациум. Неаполь и Сицилия. 293 с.; 10 л. илл.
Т. 3. От Тибра к Арно – Север. Венецианский эпилог. 371 с.; 13 л. илл.

Библиография: Книги русского Зарубежья в собрании РГБ, № 3800.


Павел Павлович Муратов (1881-1950) – писатель, искусствовед, переводчик, издатель. Учился в кадетском корпусе, окончил Петербургский институт путей сообщения. С 1906 г. служил помощником библиотекаря Московского университета, затем хранителем отдела изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. В 1905-1906 г.г. путешествовал по Англии и Франции. Он приобрел известность в научно-литературных кругах своими искусствоведческими очерками и статьями, проявил себя как реставратор и исследователь русской иконы. Октябрьскую революцию встретил в Крыму. С марта 1918 г. избирается в президиум Комитета по охране художественных и научных сокровищ России. В 1922 г. эмигрировал.

В своих очерках «Образы Италии» П.П.Муратов проявил талант писателя, пробующего возможности некоего промежуточного жанра, совмещающего жизнеописания легендарных личностей с эстетическими зарисовками. Книга стала ярким и необычным по замыслу опытом изображения Италии, ее городов и пейзажей, ее исторического и художественного духа на языке, близком к символизму. Она основана на субъективном восприятии, переживании Италии. Писателю удалось выразить отношение к итальянскому искусству целого поколения русских интеллектуалов.

В книге даются богатые фактические сведения для тех, кто еще только знакомится с итальянской историей и искусством: на улицах, в соборах и музеях итальянских городов. Именно в таком знакомстве и важна субъективность, позволяющая глубоко пережить и понять увиденное, почувствовать его красоту и пульс прошлого в настоящем. Созерцание итальянских шедевров, по мнению автора, способно выработать в человеке безупречный эстетический вкус. Но П.П.Муратов не ограничивается историей и областью искусства, он вплетает в свой рассказ и живую повседневность, впечатления от уличного шума, прохожих, популярных в народе обрядов. Благодаря этому возникает необходимая глубина проникновения в историю и культуру Италии. Она-то и является основным достоинством книги.

По словам П.Муратова, в Италии стоит побывать, «чтобы вернуться оттуда с новым мироощущением слиянности начал и концов, единства истории и современности, неразрывности личного и всемирного, правды вечного круговорота вещей, более древней правды, чем скудная идея прогресса». Среди «героев» книги архитектор чинквеченто Микеле Санмикели, один из пленительнейших итальянских городов – Виченца, вилла Палладио, города Ломбардии, Пинакотека Перуджии, дождливая Пиза и многие другие.