Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Новодевичий монастырь. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1879 г. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1879


Новодевичий монастырь. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1879 г. В раме. Размер снимка: 21,4 х 26,4 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 г. из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который за девять лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск был взят, а для монастыря было выбрано место, откуда икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы в Смоленск. Изначально стены и башни монастыря поставили деревянными. Основанный в излучине Москвы-реки, монастырь позволял контролировать переправы через реку и удачно дополнил уже существовавшие к тому времени сторожевые монастыри, защитив Москву с юго-запада. Первоначально монастырь назывался Богородице-Смоленский. Главный собор, посвященный Смоленской иконе Божией Матери, был возведен в 1524-1525 гг.

Сестра Бориса Годунова Ирина постриглась здесь в монахини под именем Александры. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен, по образцу кремлевских. В Смутное время обитель была сожжена паном Гонсевским. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое строительство. Практически весь ансамбль монастыря выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За короткое время здесь появились высокая колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом. При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея. Когда французы подожгли монастырь перед уходом, монахини успели потушить не разгоревшийся огонь. В 1922 г. монастырь был закрыт, в нем открыли «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей. В 1994 г. монастырь снова стал действующим.

Как хорошо видно на фотографии, обширное пространство перед монастырем к концу XIX веку по-прежнему оставалось свободным и больше походило на поле. Сейчас на этом месте находится большой сквер.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.