Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Обиходник. М., Христианская типография при Преображенском богодельном доме, 7419 (1910/1911). Первое издание с рукописного поморского Обихода. Переплет эпохи: доски в коже с блинтовым тиснением. Отличная сохранность.

Автор: Без автора.
Год издания: 1911


Обиходник. М., Христианская типография при Преображенском богодельном доме, 7419 (1910/1911). [2], 450 л. 28,7 х 20,8 см. Первое издание с рукописного поморского Обихода. Полуустав, знаменная нотация. Печать в две краски кириллическими буквами. Переплет эпохи: доски в коже с блинтовым тиснением по крышкам и корешку, веретеновидный средник с растительным орнаментом, над и под средником в картушах вязью «Книга глаголемая». Спеньки и застежки желтого металла с глазковым и растительным орнаментом. Тройной тонированный обрез. Отличная сохранность.


Издание украшено роскошными заставками, инициалами, концовками, гравированными на дереве, печать в три краски (черной, красной и золотом), раскраска элементов заставок зеленой краской вручную. Книга напечатана на бумаге верже.

Крюковой Обиходник, изданный староверами-поморами, содержит наиболее употребительные песнопения: чин литургий, вечерни, первого часа, утрени, полуночницы, взятые из миней и триодей кондаки, тропари, ирмосы, светильны, величания.

Старообрядцы-поморы сохранили живую средневековую певческую традицию, ее местный вариант формировался с начала XVIII в. на Выгу путем усвоения традиций пения Соловецкого монастыря, кремлевского Успенского собора в Москве, а также основных древнерусских певческих центров. Выговцами были усвоены соловецкий, кирилловский, тихвинский, новгородский и псковский распевы. На протяжении первой половины XVIII в. выговцы целенаправленно разыскивали и собирали по всей России древнерусские крюковые рукописи, копировали их и составляли сборники песнопений на основе списков разного времени.

Здесь к концу XVIII в. сформировался устойчивый корпус праздничных тропарей и кондаков, которые вошли в «типовой» поморский Обиход. Именно он в наибольшей степени отразил специфику местной богослужебной практики. В поморском Обиходе раздел литургии сокращен до одного песнопения — «Единородный Сын». Подборки подобнов и самогласнов, величаний, задостойников, светильнов, тропарей и кондаков, цикл певческих кафизм, служба Пасхе и чин панихиды приобрели в Обиходе стабильный характер. Большинство песнопений Обихода фиксировались с устойчивыми вариантами распевов, так, задостойники представлены путевым и большим («царь стих») распевами, величания — знаменным и путевым.