Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Огонек. № 16. Апрель. М., 1961. Номер "Огонька", который первым среди советских журналов рассказал о полете Ю.Гагарина в космос. Журнал имеет две издательские обложки. В современном художественном футляре. Имеет коллекционное значение. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1961


Огонек: Еженедельный общественно-политический и литературно-художественный журнал. № 16. 16 апреля 1961. М.: Правда», 1961. 32 с.; с илл. в тексте и 4 цв. илл. на отдельных листах. Апрельский номер "Огонька", который первым среди советских журналов рассказал о полете Ю.Гагарина в космос. Экземпляр имеет две иллюстрированные издательские обложки. Верхняя обложка выпущена в экстренном порядке уже после выхода номера и стала реакцией на удачное завершение первого полета. В современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Экземпляр имеет коллекционное значение. Редкость.


№ 16 журнала «Огонек» был подписан в печать 13 апреля - на следующий день после успешного покорения космоса советским летчиком. Все материалы о Ю.Гагарине, в том числе и верхняя обложка с его большим фотопортретом, готовились в режиме цейтнота. Обложка эта не упоминается в конце номера, не имеет положенных выходных данных. Ее подготовили уже после выхода номера с основной обложкой.

Помимо верхней обложки, событию покорения космоса посвящены восемь первых страниц журнала. В основном это фотографии и небольшие тексты, которые придумывались и писались в кратчайшее время, можно сказать, на бегу. Они передают первую непосредственную реакцию советских граждан на возвращение Ю.Гагарина из космоса и дают краткие сведения о герое: его автобиографию, некоторые скупые отзывы о нем бывших педагогов, и т.д. Представлена реакция политиков, писателей, известных людей по всему миру на событие. Делается попытка оценить значение первого полета человека в космос.

На обложке Ю.А.Гагарин сфотографирован в парадной форме с погонами майора военной авиации. До полета он имел чин старшего лейтенанта, но после удачного его завершения ему было присвоено новое звание. Это повышение состоялось по личной инициативе Н.С.Хрущева, который предложил ее в телефонном разговоре министру обороны маршалу Р.Я.Малиновскому. Хотя приказ о новом чине был подписан еще до полета, Ю.А.Гагарин узнал о повышении только после возвращения. Таким образом, главной сложностью для издателей номера было успеть подготовить новую обложку и вставить в номер снимок, где Ю.А.Гагарин был уже в новом мундире. Оба снимка, очевидно, делались после возвращения первого космонавта в Москву из города Энгельса, недалеко от которого он приземлился.

На задней обложке помещен рисунок «Космический рейс» А.Соколова, первого графика и живописца, начавшего специализироваться на изображении открытого космоса и футурологии. На внутренних сторонах обложки помещены фотографии москвичей, узнавших о первом полете советского человека в космос. Стихи в честь события были придуманы практически на ходу Н.Асеевым и Н.Быковым, по вдохновению, без долгих творческих поисков и оттачивания стиля.

Первый полет человека в космос был событием прежде всего политическим. Наука и техника в этой области стояли на службе у идеологии. В борьбе за статус первой державы, покорившей космос, США и СССР готовы были пойти очень далеко. Хотя полет Ю.А.Гагарина был в большой степени авантюрой. Он мог закончиться катастрофой, поэтому держался в строжайшем секрете, главным образом, от США.

Советским руководителям было известно, что американцы готовили запуск своего космонавта на 20 апреля. С.П.Королев наметил совершить первый пилотируемый полет в период с 11 по 17 апреля, и старт готовился в большой спешке. Поэтому при создании корабля «Восток» был выбран ряд простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели. Пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка. Решение о дате пуска было принято на заседании Президиума ЦК 3 апреля 1961 г.

Пуск ракеты был осуществлен в 9:07 по Московскому времени 12 апреля с космодрома «Байконур». Ракета-носитель «Восток» вынесла космический корабль в термосферу, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели третьей ступени. Из-за этого корабль вынесло на орбиту на 100 км выше расчетной высоты в 180-200 км. Никто до этого не был в космосе, и организаторы полета не знали, как будет реагировать психика на стресс и новые условия. На случай помешательства пилота создатели установили защиту техники. Космонавт должен был пройти тест на вменяемость: открыть конверт и решить задачу.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55, на 108-й минуте корабль завершил полет. В это время тормозная двигательная установка сработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду.

Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками. При входе капсулы в атмосферу обшивка корабля загорелась, а температура на внешней поверхности достигала 3-5 тысяч градусов. По иллюминаторам текли струйки плавившегося металла. На высоте семи километров Ю.А.Гагарин катапультировался. После отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Ю.Гагарина не сразу открылся клапан для поступления воздуха. Космонавт чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Ю.Гагарин мог опуститься на парашютах в ледяную воду Волги, но он, управляя стропами, спланировал и приземлился в 1,5-2 километрах от реки. В 10.55 Ю.А.Гагарин приземлился, а вскоре сообщил об успешном выполнении миссии.

Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат приземлился в Саратовской области, неподалеку от города Энгельса, где стояла зенитно-ракетная часть, командование которой только за сутки предупредили, чтобы оно внимательно следило за «контейнерами с неба». Если учитывать все произошедшие внештатные ситуации и непредсказуемые факторы, то шансы Ю.А.Гагарина вернуться невредимым были не более 20-30%. Ученые и пилот преодолели гравитацию, пространство, невесомость, перепады давления и температур - все случайности. Поэтому таким важным был этот первый выдающийся результат работы советской космической отрасли.

Когда полет успешно завершился, эта новость стала мировой сенсацией. СССР завоевал приоритет в космической отрасли. К полудню 12 апреля с Ю.А.Гагариным смогли поговорить первые журналисты, взять первые интервью и сделать фотографии. Об экстренности подготовки данного номера "Огонька" свидетельствует и редакторское примечание внизу с. 8: «В связи с тем, что в последние часы работы над этим номером журнала произошло замечательное событие - космический полет Юрия Гагарина, - очерк «Родниковская быль», объявленный на обложке, переносится в один из ближайших номеров».