Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Останкино: Дворец графа Н.П.Шереметева. 9 фотографий. Б.м., конец XIX века. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1895


Останкино: Дворец графа Н.П.Шереметева. 9 фотографий. Б.м., конец XIX века. Размер снимков 12,1 х 17,1 см. Отличная сохранность.

Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П.Шереметева.

Первое упоминание деревни Останкино относится к 1558 г., но история усадьбы начинается с 1584 г. В этом году хранитель государственной печати дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня, строит в ней боярский дом, сажает рощу, устраивает пруд и закладывает деревянную церковь. Созданные В.Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд. Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Иван Борисович Черкасский, которому Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 г. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 г. обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 г. внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, а усадьба Останкино входит в состав ее приданного.

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе Кусково, Останкино в основном использовалось для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию там был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом. В 1788 г., после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович, при котором усадебный ансамбль окончательно сформировался.

Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. (Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна). Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами. Декор стен состоит из барельефов на мифологические темы, стенные ниши «оживлены» скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона.

В центре дворца расположен двухэтажный театр, окруженный системой парадных залов. В их оформлении использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использовались ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге. Интерьеры дворца отличает великолепный декор и убранство. Одной из главных его достопримечательностей является художественный наборный паркет. Особенное изящество залам придают осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева.

Расцвет и слава Останкина связана со строительством дворца-театра. Построенный из дерева дворец является архитектурным сокровищем русского классицизма. Театральный зал дворца - единственное в России театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, театральными механизмами, сохранившимися с конца XVIII века.