Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Перед Церковным Собором. М.,1906. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Добронравов Н.П., Боголюбский Н., Кедров К., Покровский А. и др.
Год издания: 1906


Перед Церковным Собором. М., [типография С.П.Семенова], 1906. XIII, [2], 369 c. 21,2 х 13,8 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Общественное движение начала XX века в России затронуло не только деятельность политических организаций, но и привело к дискуссии о необходимости церковных реформ среди представителей духовенства. Вопрос о восстановлении высшего органа христианского управления - Собора, принудительно отмененного Петром I, снова возник в 1905 г. Священники, ближе всего стоявшие к мирянам, живо откликнулись на новость о возможности скорого созыва Собора. В Обществе любителей духовного просвещения, которое, по словам самих авторов сборника, до того «не жило, а прозябало», возникли дискуссии о приготовлениях к этому событию. До этого момента деятельность научного общества, основанного в 1863 г. митрополитом Филаретом, в основном состояла в розысканиях в области церковно-археологической науки.

В апреле 1905 г. Николай Петрович Розанов (1857-1941), богослов и бессменный секретарь Общества любителей духовного просвещения и редактор его журнала «Воскресные беседы», выступил с докладом «Об участии мирян в делах Церкви». Это сообщение положило начало целой серии докладов, вошедших в настоящий сборник, об истории участия священства и паствы в Соборах разных веков. Доклады были призваны продемонстрировать, что в предстоящем Соборе, как и в предыдущих, все его участники - епископы, клир и миряне - должны иметь равные голоса.

Издание Манифеста 17 октября, даровавшего свободу собраний, союзов, совести и неприкосновенность личности гражданам Российской империи, еще более оживило деятельность Общества любителей духовного просвещения. Вопросы о желательных церковных реформах: выборных должностях в церкви, борьбе с клерикальным бюрократизмом вызывали все больший интерес. В декабре 1905 г. в Обществе была создана особая Комиссии по церковным и вероисповедным вопросам, посвященная подготовке тезисов для грядущего Собора.

В 1905 г. в политических партиях, стремительно легализовавших свою деятельность, возникла необходимость обозначить отношение к церкви. Союз 17 октября предложил вновь созданной Комиссии использовать как место еженедельных собраний собственное здание на Мясницкой улице. Большая часть образованного духовенства, вошедшего в Комиссию, примыкала к конституционно-монархическим партиям, но среди них были и те, кто держался в стороне от политических вопросов. Союз, зародившийся между октябристами и Комиссией при Обществе любителей духовного просвещения, был скорее репутационным, обще-программным, чем деятельным.

Председатель Комиссии протоирей Н.П.Добронравов отметил в предисловии к книге, что переезд Комиссии в здание партии октябристов был связан и с теми разногласиями, которые возникли с действующим митрополитом Владимиром (Богоявленским). Как и многие другие, консервативно настроенные священники, митрополит Владимир видел деятельность Общества любителей духовного просвещения «только как хулиганство распоясавшихся либеральных батюшек».

Н.П.Добронравов писал, что свое мнение о необходимых реформах митрополит направил в Синод не только не посоветовавшись с духовенством, но даже и не сообщив суть вопросов, заданных обер-прокурором. Кроме того, митрополит Владимир Богоявленский, несмотря на прямой запрет Синода вступать сановникам в какие-либо партии, состоял в черносотенной монархической организации «Союз русского народа» и, по воспоминаниям Н.П.Розанова, не терпел октябристов и кадетов, к которым были расположены участники Общества.

Настоящий сборник был издан в противовес мнению митрополита и отправлен без его разрешения Синоду, где имел большой успех, что еще больше раздражало владыку против Общества. В сборник вошли доклады председателя Комиссии протоиерея Н.Добронравова (в 1917 г. он стал членом Предсоборного совета, где резко выступал против восстановления патриаршества), в том числе его сообщения об участии клира и мирян в Соборах в первые девять веков христианства, заметки Н.Боголюбского об освободительном движении и его связи с официальной церковью, о началах церковного обновления, представлены протоколы собраний Комиссии по церковным и вероисповедным вопросам и проект предстоящего Собора архиепископа Финляндского Сергия. Из опубликованных протоколов собраний видно, что резолюции по вопросам церковных реформ принимались подавляющим большинством, почти единогласно, а их общее настроение носило парламентарный характер. В издании отразилось постепенное сплочение наиболее прогрессивной части духовенства вокруг президиума Общества любителей духовного просвещения.

Как только революционное движение в Москве и других городах было подавлено, реакция проявилась и среди духовных владык. Митрополит Владимир добился в Синоде утверждения нового Устава Общества любителей церковного просвещения и вынудил выйти из состава президиума наиболее либеральных представителей. В совет Общества были избраны прежние деятели консервативного направления, а оставшиеся сторонники обновления оказались в меньшинстве, не имея достаточной поддержки для возражений митрополиту. Споры о власти митрополита и церковных реформах возобновились только при преемнике Владимира, митрополите Макарии, после 1917 г.