Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Платон (Левшин), митр. Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия, Радонежскаго чудотворца, вкратце собранное ... Преосвященным Платоном... М., 1784. Первое отдельное издание. В современном полукожаном переплете. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Платон (Левшин), митрополит.
Год издания: 1784


Платон (Левшин), митр. Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия, Радонежскаго чудотворца, вкратце собранное Синодальным Членом, Преосвященным Платоном, Архиепископом Московским и Калужским и обители преподобнаго Сергия Священно-Архимандритом. Издание второе. М., в Университетской типографии, у Н.Новикова, 1784. 62 с. 18,7 х 11,6 см. Тираж 1200 экз. Украшения: гравированные заставки и виньетки. Первое отдельное издание, первоначально текст был напечатан в издании «Поучительныя слова, ... сказыванныя ... Платоном архиепископом Московским и Калужским», т. 10-й (М., 1782). В современном полукожаном переплете, стилизованном под переплеты XVIII века, с золотым тиснением на корешке. Хорошая сохранность, профессиональная реставрация. В 1787 г. в книжных лавках Москвы было изъято 742 экземпляра этого издания. Редкость.

Библиография: Сводный каталог изданий гражданской печати XVIII в. 1725-1800. М., 1964. Т. II, № 5356.


Настоящее издание замечательно по ряду причин. Во-первых, оно было издано Николаем Новиковым, выдающимся деятелем просвещения, масоном, находившимся в оппозиции к политике императрицы Екатерины II. Поэтому данную книгу постигла судьба других новиковских изданий - более половины ее тиража было конфисковано и уничтожено в 1787 г.

Автор книги - архимандрит Троице-Сергиевой лавры, архиепископ Московский и Калужский, а позднее митрополит Московский Платон (Левшин), выдающийся деятель церкви, просветитель, самая яркая фигура в среде иерархов екатерининской эпохи. Он был передовым человеком своего времени, учил Закону Божьему наследника престола Павла Петровича, прививал ему любовь к познанию и наукам. Владыка Платон находился в теплых отношениях с издателем Н.Новиковым. Когда к нему пришел запрос Екатерины II о том, не противно ли масонство духу христианства, он отвечал, что «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков».

Во-вторых, ранее житие прп. Сергия Радонежского выходило только до раскола церкви в Москве в ноябре 1646 г. - в период патриаршества Иосифа и деятельности Кружка ревнителей древнего благочестия, во главе которого стоял царский духовник Стефан Вонифатьев. С момента первого издания прошло около 140 лет. За это время текст жития наиболее почитаемого русского святого не издавался.

В-третьих, текст жития, написанного одним из учеников прп. Сергия Епифанием Премудрым, был значительно сокращен и вольно переложен в настоящем издании преосв. Платоном в соответствии с просветительскими взглядами, историческим контекстом и проблемами, постигшими церковь и Троице-Сергиев монастырь. Житие Сергия Радонежского приняло на себя характерные черты образа мысли преосвященного Платона, и его издание выполняло вполне конкретные идеологические цели.

Говоря об образовании отрока Варфоломея, которому, согласно тексту жития, изучение грамоты не давалось, но было даровано от Бога, Платон Левшин подчеркивает роль просвещения в постижении истины и получении мудрости. Он указывает на то, что усердным трудом и прилежанием, помимо молитвы, юноша овладел грамотой. Поэтому путь к праведной жизни и святости лежит через разум и знания.

Платон Левшин подчеркивает великое значение прп. Сергия для русской истории и дает определенный исторический взгляд на ту судьбоносную эпоху, когда русские князья решились помериться силами с Ордой. К мудрому старцу обращались за советами митрополит Московский Алексий и великий князь Дмитрий Иванович. Преподобный Сергий не просто благословил русское войско дать отпор татарам на Куликовом поле, но и предрек победу и рекомендовал начать бой первыми. В награду за «спасительный совет и подкрепление», данные Сергием Радонежским, обитель была пожалована крупной земельной собственностью, которой в годы правления Екатерины II в ходе осуществления политики секуляризации лишилась.

Основатель Троицкой лавры участвовал в примирении князей и в колонизации северных русских земель. Автор подчеркивает духовный авторитет церкви и личности Сергия в русской истории, значение монастыря в Смутное время. Он говорит об основных качествах коллективной души, которые позволяют народу выживать в посылаемых Богом исторических испытаниях. Платон Левшин показывает роль монастыря, закрепленную исторической традицией: духовную помощь в военных победах. Он приводит текст послания царя Алексея Михайловича в монастырь и прп. Сергию с благодарностью после победы над поляками. Икона прп. Сергия помогла одержать Петру I победу над шведами, а в 1771 г. во время эпидемии чумы в России и Московской губернии насельники монастыря не пострадали, хотя обитель была открыта для всех прихожан, и посад вокруг монастыря сильно обезлюдел. Основным посылом текста Московского митрополита является защита ценности монашества как пути не только индивидуального спасения, но и служения Отечеству. Церковный иерарх также стремится отстаивать имущественные интересы Троице-Сергиева монастыря.