Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Погодин М. Простая речь о мудреных вещах. М., 1873. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Автор: Погодин М.
Год издания: 1873


Погодин М. Простая речь о мудреных вещах. М., типография В.М.Фриш, 1873. [2], 472, II, 20 c. 19,9 х 15,2 см. Первое издание. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.

Михаил Петрович Погодин (1800-1875) - выдающийся историк и государственный идеолог, коллекционер, публицист, издатель. Он был личностью со многих точек зрения уникальной. Происходил из крестьян, сын крепостного, служившего домоправителем у графа И.П.Салтыкова и получившего вольную в 1806 г. в благодарность от сына графа. М.П.Погодин с детства отличался невероятной страстью к учению. Окончил Московскую губернскую гимназию, а в 1821 г. - историко-филологическое отделение Московского университета. Вошел в состав студенческого литературного кружка С.Е.Раича, из которого позднее выросло Общество любомудров.

На заре своей деятельности М.П.Погодин увлекался романтической философией Ф.Шеллинга, имевшего значительное влияние на взгляды московских интеллектуалов того времени, особенно в том, что касалось национальной самобытности и обращения к исконным народным традициям. Во второй половине 1820-х г.г., став секретарем Общества любителей русской словесности, М.П.Погодин активно занимался литературной деятельностью.

Блестящая научная карьера М.П.Погодина складывалась следующим образом: в 1835-1844 г.г. - профессор Московского университета, с 1836 г. - член Российской Академии, а в 1841 г. - С.-Петербургской Академии наук. Он открыл и ввел в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности, таких, как «Псковская летопись», «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова и многие другие. М.П.Погодин всю жизнь собирал собственное «Древлехранилище» - огромную коллекцию предметов русской старины; одних старопечатных книг, рукописей и документов там было около 3000.

М.П.Погодин был одним из горячих сторонников норманнской теории. Вместе с Н.Г.Устряловым он развивал теорию официальной народности, на которой строилась государственная идеология тех лет. Ученый придерживался консервативных взглядов. Был близок к славянофилам, отстаивал идеи панславизма. Его дом был в течение полувека центром литературной жизни Москвы. В разное время в нем жили Н.Гоголь, А.Фет и др. В 1841-1856 г.г. М.Погодин издавал близкий к идеологии славянофилов журнал «Москвитянин».

Удивительно то, что М.П.Погодин, будучи консерватором, оказывался в ряде сфер новатором, предвосхитившим будущее. Например, его интерес к древнерусской деревянной архитектуре и народному стилю, широко воплощавшийся в повседневном быту, предшествовал поискам в этой области русских модернистов. Он не был догматиком, а имел острый аналитический ум, способный чувствовать любые полезные тенденции, признавать таланты своих оппонентов. Так, он размышляет, насколько вырос публицистический талант гегельянца и демократа А.И.Герцена, когда тот уехал за границу и начал издавать собственный журнал «Колокол».

Сочинение М.П.Погодина «Простая речь о мудреных вещах» отличается ярким жанровым своеобразием. Это произведение мало похоже на что-либо, создававшееся до того. Это собрание небольших текстов-зарисовок, записанных в разное время впечатлений, не имеющих начала и конца, но имеющих внутреннюю логику.

Книга стала финалом жизненных раздумий С.П.Погодина: «Жизнь, смерть, начало, конец, добро, зло, счастье, несчастье, душа, бессмертие, другой мир, вера, вечность, Вселенная, человек, Христос, Бог! ... о каких выспренных предметах осмеливаюсь я повести речь мою! Но какие другие предметы ближе их к человеку?». Это искренний разговор о вещах, составляющих сущность жизни каждого.

В основе книги - вопрос об отношениях веры и знания, и то напряжение, которое возникает в сознании при столкновении в нем науки и религии. Отношение М.П.Погодина к этому вопросу - логический, научный или философский анализ всех этих предметов убивает их суть. Но к их пониманию можно прийти через искренние эмоции, глубокие переживания, не умом, а сердцем. Наука - прекрасно! Но плох нигилизм, стремление ниспровергать старых «идолов», которое так распространилось именно в то время среди молодых людей. Не революция, а эволюция, не отрицание, а планомерное созидательное действие, направленное на развитие государства и общества. Интересно, что, призывая «Учиться, учиться и учиться!», В.И.Ленин цитировал именно М.П.Погодина, который советовал заниматься этим всегда, а особенно в периоды безвременья и внешней стагнации государства и общества. Поприще для всякого желающего приносить пользу в России безгранично: «Учись и делай каждый свое дело!».

Свои мысли на этот счет М.П.Погодин выражает через случаи из жизни, бывшие с ним, его знакомыми или когда-то услышанные и записанные. Около 30 лет он собирал случайно пришедшие в голову мысли и неожиданные впечатления, которые отвечали заданной теме.

В первой части книги М.П.Погодин излагает свои мысли философского характера об отношении веры и знания, рассуждает о несостоятельности атеистических и социалистических течений. Особый раздел книги он посвятил разбору необъяснимых случаев видений, предсказаний и вещих снов, представил много фактов сверхъестественных явлений, свидетельствующих о роли Промысла Божия в человеческой жизни. 

Книга пользовалась огромной популярностью и в течение трех последних лет жизни историка была трижды переиздана, постоянно расширяясь и дополняясь, что бывало крайне редко в издательской практике. В результате большой популярности экземпляры первого издания часто зачитывались. Поэтому они редко встречается на современном рынке в коллекционной сохранности.