Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Продольная галерея Верхних торговых рядов. [Спб., Фотография А.Рейнбот и Ко, 1890-е г.г.]. Фотография в раме, наклеена на фирменное паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Рейнбот А.
Год издания: 1893


Продольная галерея Верхних торговых рядов. [Спб., Фотография А.Рейнбот и Ко, 1890-е г.г.]. Фотография в раме, наклеена на фирменное паспарту, украшенное золотой орнаментальной рамкой. Размеры снимка: 21,5 х 27,5 см. Размеры в раме: 51,2 x 57,2 см. Отличная сохранность.


На фотографии запечатлен внутренний вид одного из продольных пассажей нового комплекса Верхних торговых рядов на Красной площади. Снимок выполнен с верхнего яруса здания, что позволило дать прекрасную перспективу всего пассажа, отразить его общую композицию и особенности конструкции прозрачной крыши.

Здание было заложено в мае 1890 года, а в 1893 году - завершена его облицовка и внутренняя отделка, что является важным датирующим признаком для настоящего снимка, выполненного не ранее этого года. Торжественное открытие Верхних торговых рядов состоялось в декабре 1893 года. Торговый комплекс строился под руководством архитектора академика А.Н.Померанцева и инженера В.Г.Шухова. Здание главного участка Верхних торговых рядов представляло собой пересечение трех продольных и поперечных пассажей, соединявших улицы Никольскую и Ильинку. Верхние ряды состояли из двух зданий. Прогрессивное для своего времени сооружение сочетало новейшие конструкционные решения с отвечавшим духу эпохи русским стилем. Конструкция прозрачных перекрытий крыши из стекла и металла была личным изобретением В.Г.Шухова и не имела аналогов в мире по легкости и прочности.

Верхние торговые ряды сразу стали одной из выдающихся достопримечательностей Москвы конца XIX в. Сюда приходили не только за покупками, но просто на прогулку, провести время, разглядывая товары, пообщаться с друзьями в ресторане или кафе. В торговых рядах можно было написать и отправить письмо или телеграмму, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр. К услугам покупателей были переводчики, носильщики, камера хранения, справочное бюро, гардероб. Для посетителей устраивали концерты, на которые приглашали знаменитых артистов. Верхние торговые ряды стали прообразом современных торговых центров. В них впервые начали использоваться ценники, и появилась первая отечественная книга жалоб и предложений. В Верхних торговых рядах утвердилось правило всех универмагов мира - «Покупатель всегда прав».

В 1815 году старые Верхние торговые ряды, пострадавшие в ходе пожара 1812 г., были перестроены по проекту архитектора О.И.Бове. Возведенные им в стиле Ампир ряды просуществовали до 1880-х годов. Из-за ветхости они были закрыты, владельцы торговых помещений создали акционерное общество для постройки новых рядов, которые должны были отвечать новым условиям торговли. Был собран строительный капитал в пять миллионов рублей, а земля под зданием оценена в 9,5 миллионов. Ряды открылись к 1894 году и с тех пор представляют собой выдающееся сооружение среди торговых построек не только России, но и Западной Европы. По словам известного историка Ивана Егоровича Забелина, архитектурные формы рядов «не простой произвольный набор и подбор форм и мотивов русских сооружений, но весьма обдуманная и, можно сказать, прочувствованная их группировка, что дает право считать московские торговые ряды одним из лучших сооружений этого рода».

Фотография изготовлена около 1893 года в фотоателье Алексея Рейнбота («Рейнбот А. и Ко»), находившемся в Санкт-Петербурге по адресу: ул.Николаевская, 14. Это была одна из лучших столичных фотомастерских конца XIX в. В ней, в частности, выпускали роскошные серии фотографических видов русских столиц. Настоящий снимок принадлежит к одной из таких серий, которая выделяется качеством и мастерством исполнения. При сравнении со снимками тех же видов, но из других серий, явственно заметна разница. Фотография отличается четкостью и яркостью, тщательностью фокусировки и выбора ракурса. Изящное оформление снимка фирменным паспарту с золотой рамкой придает виду эстетическую завершенность. На каждом паспарту серии было оттиснуто индивидуальное название снимка. Фотография прекрасно сохранилась благодаря тому, что она почти не имела контактов со светом и мало затронута выцветанием.