Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Рисунки Н.Кузьмина. М.: Academia, 1933. Юбилейное издание. Рисунки удостоены Золотой медали на Международной выставке в Париже. С автографом художника. В издательском переплете и футляре. Отличная сохранность.

Автор: Пушкин А.С.
Год издания: 1933


Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах. Рисунки Н.Кузьмина. [М.]: Academia, 1933. 333, [3] c.; с илл. в тексте и 10 илл. на отдельных листах. 26 х 18 см. Тираж 5300 экз. Юбилейное издание, отпечатанное на высококачественной бумаге в Москве в типографии Гознак. Иллюстрации Н.Кузьмина к книге были удостоены Золотой медали на Международной выставке в Париже и принесли художнику мировую славу. Экземпляр с автографом художника. В издательском переплете и картонажном футляре и в современном художественном футляре с золотым тиснением и кожаным ярлыком на корешке. Отличная сохранность. На с. 1 автограф художника: «Хоржет Алиевне Ренне на добрую память. Н.Кузьмин 29.Х 1972». Экземпляр представляет историческую ценность.


Книга была приурочена к 100-летнему юбилею выхода в свет первого издания всего романа «Евгений Онегин». Над своим главным произведением А.С.Пушкин работал более семи лет, начав писать его в Кишиневе 9-го мая 1827 г. и закончив основной массив текста в последние дни сентября 1830 г.

Иллюстрации для книги выполнил замечательный художник-график Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987). За эти иллюстрации он был удостоен Золотой медали на Международной выставке в Париже (1937). Кроме десяти цветных иллюстраций на отдельных листах, отпечатанных с акварелей в технике хромолитографии, в издании помещена 131 иллюстрация в тексте, выполненная пером в стилистике пушкинской эпохи и черновых рисунков-набросков самого поэта. Эти черно-белые зарисовки передают как картины из романа, так и работу поэта над текстом, а кроме того - события русской истории и жизни литературного Петербурга, отразившиеся в сюжете романа.

Мастер создавал иллюстрации в соответствии со своей художественной идеей беглого рисунка без ретуши и правки. Такая манера, достигавшаяся «спонтанными» движениями пера, передавала темп работы художника и динамику сюжета, создавала внутреннее напряжение образов. Она требовала особой отточенности мастерства.

Эти рисунки стали своеобразным открытием в художественной интерпретации главного произведения А.С.Пушкина и принесли художнику мировую славу. За границей роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями Н.В.Кузьмина после этого выходил не один десяток раз на многих языках.

Кроме текста романа, в издании помещены примечания А.С.Пушкина к «Евгению Онегину», отрывки из «Путешествия Онегина», в приложении опубликованы сохранившиеся фрагменты сожженной поэтом десятой главы романа, посвященной тому времени и среде, в которых закладывалась идеология будущих декабристов. Даны пояснения редактора и художника. Издание готовилось очень долго и тщательно.

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - выдающийся советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, один из основателей художественного объединения «13», член-корреспондент Академии художеств СССР (1967), Народный художник РСФСР (1972). Родился в Сердобске Пензенской губернии. Его художественный дебют состоялся в 1909 г.: самоучка из провинции послал свои рисунки в журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В.Я.Брюсову и были напечатаны.

В 1910 г. Н.В.Кузьмин поехал в Санкт-Петербург. По желанию родителей он поступил в Политехнический институт, но это обучение казалось ему скучным. Много времени он проводил в библиотеке Академии художеств, а затем стал посещать классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств. Н.В.Кузьмин учился у И.Я.Билибина в Рисовальной школе при ОПХ (1912-1914), у художника-графика П.А.Шиллинговского в петроградском Вхутеине (1922-1924).

В конце 1920-х г.г. в Москве образовалась группа молодых художников, называвшаяся «13». Н.В.Кузьмин был одним из ее вдохновителей. Он оттачивал свою манеру «автоматического» письма, перекликающуюся с некоторыми приемами художников-сюрреалистов, стремившихся к спонтанности движений руки. «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» - пояснял свою позицию художник.