Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пятигорск. Фонтан в городском цветнике и Спасский собор. Кисловодск, фотография Г.Раева, конец XIX в. Фотография, наклеенная на паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Раев Г.
Год издания: 1898


Пятигорск. Фонтан в городском цветнике и Спасский собор. Кисловодск, фотография Г.Раева, конец XIX в. Фотография, наклеенная на паспарту. Размер снимка 12,4 х 16,6 см. Размер в паспарту 21,4 х 26,7 см. Отличная сохранность.


Славу Пятигорска издавна составляли его уютные сады, парки и скверы. Но самым старым и самым популярным всегда был "Цветник". Этот курортный парк был заложен по чертежам архитекторов братьев Бернардацци в 1829 г. на месте болота, образованного водой сероводородных источников. Здесь ими были устроены многочисленные цветники, посажены три аллеи из лип, кавказских каштанов, кленов, тополей.

В том же 1829 г. братья Бернардацци превратили одну из естественных пещер на северном склоне горы Горячей (это граница „Цветника") в известный теперь Грот Дианы. Еще в 1826 г. на той же территории было заложено здание Николаевских ванн (теперь это Лермонтовские ванны). В парке находились Лермонтовская галерея, водопродажная, почтовое отделение, библиотека и читальная, книжно-газетный киоск, казенный ресторан, помещения для игры в карты и шахматы, кумысное заведение, красивый фонтан, а два раза в день в музыкальной раковине галереи играл симфонический оркестр.

На фотографии изображен также Пятигорский Спасский собор. Мысль о постройке этого храма возникла у императора Николая I во время его пребывания в Пятигорске в октябре 1837 года. Государь обратил внимание на то, что существовавшая в то время Скорбященская церковь стала мала для города, и пообещал прислать проект новой каменной церкви. Царь поручил составление проекта Департаменту военных поселений, старший архитектор которого, А.Я.Андреев, взял за основу образец К.А.Тона для Петербургской Введенской церкви. 25 октября 1842 года император утвердил проект и смету в 45 тысяч рублей, при чем, ввиду малочисленности пятигорцев, позволил собирать деньги на постройку по всей империи.

В 1843 году было освящено избранное место и, по предложению епископа Кавказского Иеремии, Святейший Синод утвердил посвящение храма "во имя Христа Спасителя, исцеляющего при купели Силоамской расслабленного," как подходящее для церкви близ целебных источников. В январе 1846 года, когда была собрана половина средств, был составлен строительный комитет, который убедил кавказского наместника князя М.С.Воронцова расположить собор в самом центре города. 25 июня 1847 года протоиерей Павел Александровский освятил закладку храма, и к концу 1852 года были уже возведены стены и опорные столбы. Однако к весне 1853 года в восточной стене и столбах появились трещины из-за разнородной кладки, осадки грунта, плохой подгонки камней и пустотах в столбах. Расследование и суд, которые длились 13 лет, установили вину подрядчиков. Лишь в 1862 году постройку храма продолжили, и завершили осенью 1868 года. Освящение собора 31 мая 1869 года возглавил епископ Кавказский святитель Феофилакт.

Высокий пятиглавый кубовидный собор из машукского камня был построен в русско-византийском стиле. Фасады храма, разделенные на три сливающиеся части, символизировали Святую Троицу – основной догмат православия. Центральная купольная глава с куполом олицетворяла Иисуса Христа, а четыре столба (пилона), на которые она опиралась, а также четыре звонницы под куполами на углах здания – четырех евангелистов, разнесших благую весть о Спасителе. В плане храм имел форму креста – главного символа христианской веры. Cтрогость, присущая белым фасадам храма, подчеркивала аскетизм и чистоту истинной веры. Узкие окна-бойницы напоминают о защищающей, охранительной силе церкви. Архитектурная композиция храма отражала идею самодержавия, так как напоминала Успенские соборы Владимира и Москвы, в которых «венчались на престол» князья и московские «государи всея Руси».

В 1927 году храм был закрыт, а осенью 1936 года он был взорван.

Известнейшего русского фотографа конца XIX – первой половины ХХ века Григория Ивановича Раева (1863-1957) с полным основанием можно назвать знатоком Кавказа. В 15-летнем возрасте Григорий пошел в обучение к пятигорскому мастеру «светописи» А.К.Энгелю и за пять лет постиг премудрости профессии. После этого Г.И.Раев сначала арендует, а вскоре и приобретает фотоателье А.К.Энгеля в Пятигорске. Ему подвластны все жанры: портреты, пейзажи, памятники архитектуры, виды и типы Кавказа. Он – организатор различных выставок, путешественник по Закавказью, Крыму, странам Европы и Азии. В России первое упоминание о нем в печати относится еще к 1898 году, когда газета «Новое время» поместила информацию о его прекрасных снимках Военно-Грузинской дороги. В Париже, Каире, Брюсселе на фотографических выставках Григорий Иванович получает золотые медали. В 1896 году Г.И.Раева пригласили в Лувр, где ему был вручен орден Почетного легиона и особый приз – «Золотой фотоаппарат». Среди посетителей его фотографического павильона были С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.А.Ярошенко.

Снимки Г.И.Раева послужили основой для издания более чем ста открыток с видами Кисловодска, Минеральных Вод, Пятигорска. Именно он первым из фотографов России запечатлел процесс становления железнодорожной сети на Кавказе. С 1911 года иллюстрированные открытки по фотографиям Раева печатаются и за рубежом.