Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Русская народная игрушка. Выпуск 1 [единственный]: Вятская лепная глиняная игрушка. Рисунки А.Деньшина. Текст А.Бакушинского. М., 1929. В издательской обложке работы С.Чехонина и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Бакушинский А.
Год издания: 1929


Русская народная игрушка. Под редакцией С.Абрамова. Выпуск 1 [единственный]: Вятская лепная глиняная игрушка. Рисунки А.Деньшина. Текст А.Бакушинского. М.: Московское художественное издательство, 1929. [6] с., XVI л. илл. 24,6 х 32,5 см. В иллюстрированной издательской обложке работы С.Чехонина и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки.


Единственный выпуск из серии о русской народной игрушке, изданный виднейшим исследователем дымковского промысла А.В.Бакушинским и художником А.И.Деньшиным, возродившим традицию производства крестьянской игрушки в Вятке.

В конце XIX века исторически сложившийся обычай ручного производства игрушек был практически полностью вытеснен фабричным производством. В первое советское десятилетие роль народных промыслов часто понималась искаженно, что породило ряд горячих дискуссий о его значении в рамках новой культуры, зависимости от иконописной традиции и «правых течений в искусстве».

Среди защитников традиционных крестьянских форм прикладного искусства оказалось всего несколько исследователей, благодаря усилиям которых в начале XX века было издано всего 4 альбома о вятской глиняной игрушке, один из них был издан в Москве. Альбом сопровождается историческим и искусствоведческим комментарием о национальном промысле в Вятке, его традиционном каноне и исторической обусловленности.

В издании были использованы литографии из личной коллекции А.И.Деньшина, собранной в Вятке у редких старых мастеров. В книге впервые были опубликованы зарисовки дымковских игрушек, отразивших влияние советского государства на художественные промыслы. Вмешательство в традиционный строй образов привело к расширению тематики, изменению цветового и орнаментального узора. В это время появились первые композиции, состоящие из нескольких фигур, связанных по смыслу и объединенных цельным глиняным основанием. Этот прием позволил с максимальной живостью отражать темы реальной жизни в жанровых сценках, создать коллективные портреты. Зарисовки, выполненные А.И.Деньшиным на литографских камнях, стали незаменимым материалом для изучения прикладного искусства мастеров разных поколений.

В традиционном производстве высшей простоты и выразительности достигли несколько основных сюжетов, рассмотренных в издании: дамы в пышных кринолинах моды 40-50-х г.г. XIX в.; гуляющие кавалеры в парадном головном уборе и ярком домашнем халате; всадники с характерным смешением штатского и военного костюма; образы птиц и животных. Мотивам зверино-животного круга свойственны не индивидуальные образы, а обобщения большого стиля. Медведи, кони и другие домашние животные в Вятской игрушке – это изображения пра-зверя, приближающегося по простоте и безукоризненности формы к величайшим образчикам примитивного искусства.

Обложка издания выполнена мастером книжной иллюстрации Сергеем Васильевичем Чехониным (1878-1936), учеником И.Репина и членом художественного объединения «Мир искусства». В период с 1913 по 1917 г. художник руководил финифтяной школой в Ростове, занимался росписью фарфора, безукоризненно владел искусством создавать узоры.

Алексей Иванович Деньшин (1893-1948) – художник-пейзажист, сыгравший ключевую роль в возрождении дымковской игрушки. Учился в Вятском техническом училище, Строгановском училище в Москве, где познакомился с основами стиля русского искусства и народного творчества. На протяжении всей жизни проводил серьезные изыскания по собиранию и зарисовке вятских старинных игрушек, активно пропагандировал дымковский промысел. Издал несколько книг о вятской игрушке, ставших библиографической редкостью. Его коллекции представлены в собраниях музеев Москвы и Петербурга. А.И.Деньшин не только вернул в промысел часть старых мастеров, но и привлек в него молодых учеников.

Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939) – искусствовед, организатор народных промыслов, исследователь психологии творчества. Преподавал в Московском университете с 1924 г. на кафедре теории и истории искусств. Получил звание доктора искусствоведения в 1936 г. Его наиболее известной работой считается книга о художественном воспитании. В 1920-1930-е г.г. А.В.Бакушинский был ярким защитником народных промыслов, нового Палеха. Непосредственная работа с мастерами позволила ему успешно отразить многочисленные нападки на прикладное искусство. А.В.Бакушинский на протяжении своей карьеры отстаивал мнение, что специалист, взявшийся за художественное руководство промыслами, должен не стеснять творческую свободу мастеров, а выявлять их внутренние возможности, без навязывания каких либо художественных решений; тем более он должен отказаться от оценки произведений кустарей-художников и от узкой коммерческой ориентации.