Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сейфуллина Л. Собрание сочинений под редакцией Валериана Правдухина. 5 томов. М.-Л., 1926-1927. Прижизненное издание. В пяти издательских иллюстрированных обложках и современных художественных футлярах. Отличная сохранность.

Автор: Сейфуллина Л.Н.
Год издания: 1926


Сейфуллина Л. Собрание сочинений. Под редакцией Валерьяна Правдухина. 5 томов. М.-Л.: Государственное издательство, 1926-1927. 20,8 x 14,5 см. Прижизненное издание. В издательских иллюстрированных обложках и в современных художественных футлярах. Неразрезанные экземпляры. Отличная сохранность.

T. I. (1926). Правонарушители. 383 с., [4] c., 1 л. портр.
T. II. (1926). Перегной. 281, [2] c.
T. III. (1926). Виринея. 280, [2] c.
T. IV. (1926). Встреча. 266, [2] c.
T. V. (1927). Каин-Кабак. 333, [2] c.


В середине 1920-х г.г. к Лидии Николаевне Сейфуллиной (1889-1954) пришла подлинная литературная слава. Первое трехтомное собрание ее сочинений вышло в 1925 г. В 1926-1927 г.г. печатались уже пять томов собрания сочинений, в котором публиковались все значительные работы автора. В этот период Л.Сейфуллина стала одним из самых читаемых советских авторов среди детей и взрослых. С положительными рецензиями на ее книги выступили А.Макаренко, М.Горький, И.Бабель, В.Луначарский. Реалистическая проза о рядовых участниках революции, проникнутая героикой мужества и верой в торжество социализма, как нельзя лучше выражала дух первого советского десятилетия.

Повесть «Правонарушители», которой открывается настоящее собрание сочинений, стала первой книгой послереволюционной России о беспризорниках. «Республика Шкид» Г.Белых и Л.Пантелеева, как и «Педагогическая поэма» А.Макаренко были изданы только через несколько лет. Л.Сейфуллина впервые в литературе XX века говорила о беспризорности как о большой и очень острой проблеме, которую сможет решить умный и понимающий учитель. А.Макаренко посвятил ей большую статью, в которой назвал повесть классической. Не отрицал он и того факта, что «Правонарушители» сыграли более важную роль, чем «Педагогическая поэма», потому, что «в этом рассказе впервые, и довольно неожиданно и смело, были высказаны истины о правонарушителях, составляющие аксиому». В повести чувствовалась непоколебимая вера в лучшие качества человека, уверенность в том, что преступные наклонности не могут быть врожденными. Л.Сейфуллина позже признавалась, что писала «с веселой душой, сразу, как никогда уже больше написать не могла», и считала «Правонарушителей» своим самым ценным вкладом в советскую беллетристику. Книгу издавали большими тиражами в Москве и Новосибирске, переводили на иностранные языки. На Урале и в Сибири ее ввели в школьные программы, рассылали по городам и районам вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством.

Повесть «Перегной» была написана в 1922 г., тогда же, когда и «Правонарушители». В ней речь шла уже о жизни деревни и том, как темные, забитые крестьяне встретили революцию и Гражданскую войну. В 1923 г. Л.Сейфуллина вместе с мужем В.Правдухиным переехала в Москву, где вышло еще одно знаменитое сочинение - «Виринея» - драма деревенской девушки, южно-уральской Кармен. В 1925 г. Л.Сейфуллина и В.Правдухин написали пьесу по мотивам "Виринеи". Ее ставили в МХАТе, в Театре им. Е.Вахтангова и других театрах страны. Вместе с Вахтанговским театром Л.Сейфуллина выезжала за границу: в Варшаву, Берлин, Париж. В Берлине она подружилась с В.Маяковским, выступала с ним и в Париже. По повести "Виринея" ленинградский композитор С.Слонимский написал оперу (1967), режиссер В.Фетин на киностудии "Ленфильм" снял фильм (1968), где роль главной героини сыграла Людмила Чурсина.

О повести «Каин-Кабак», написанной уже после переезда в Ленинград, И.Бабель писал в одном из писем: «Прочел начало новой повести Сейфуллиной. Она написана неизмеримо лучше прежних ее произведений, передай ей по этому поводу искренние душевные мои поздравления. Всеволод Иванов, тот был просто потрясен этой вещью, он не ждал от Л.Н.[Сейфуллиной] такой прыти, а я ждал, потому что сердце у нее все-таки исковерканное и горячее». Она писала сдержанно, просто, но за скупыми строчками - целая эпоха. В ее произведениях органично сочетались жестокая правдивость и вера в победу справедливости.

В 1930-х г.г. жизнь писательницы становилась все сложнее. Печать ее сочинений понемногу сходила на убыль, болезни, операция, бытовые трудности, провал новой пьесы оказались лишь началом литературного кризиса. Критика увидела в Л.Сейфулиной «толстовщину» - противопоставление испорченного города и первозданной деревни, которая близка к природе и подлинному началу человека. Индивидуалистические, собственнические тенденции, которые проявлялись у крестьян в произведениях Л.Сейфуллиной, шли вразрез с идеей коллективизации. М.Горький призывал ее оставить горячность и не торопиться «… приклеивать толстовскую бороду … Поверьте, лучше и легче работать будете». Многие друзья семьи, принадлежавшие к левой оппозиции (К.Радек и др.), в этот период оказались по другую сторону баррикад. Увлекшись революционным энтузиазмом, Л.Сейфуллина устроилась работать на завод «Красный треугольник». Карьера рабочего не задалась, но остались интересные воспоминания. В 1935 г. Л.Сейфуллина ходатайствовала об освобождении сына и мужа А.Ахматовой, в 1938 г. был расстрелян ее муж В.Правдухин (реабилитирован в 1956 г.). Все, что было написано ею раньше, почти перестали издавать, а на новые произведения не было сил. В первую военную зиму Союз писателей отметил 20-летие литературной деятельности Л.Н.Сейфуллиной. Вышел сборник ее избранных произведений, в основном то, что было написано в 1920-х г.г. После войны Л.Н.Сейфуллина много работала с молодыми литераторами. Когда она ушла из жизни, А.Фадеев прислал телеграмму: "Мне лично она всегда была дорога как человек кристальной чистоты, прямоты, как чудесный товарищ, как учитель, поддержавший мои первые шаги в литературе".