Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Шкапская М. Явь: Поэма. М.-Пб., 1923. Единственное прижизненное издание поэмы. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. С автографом Д.Бедному.

Автор: Шкапская М.М.
Год издания: 1923


Шкапская М. Явь: Поэма. М.-Пб.: Круг, 1923. 28, [4] c., с илл. 15 х 11 см. Единственное прижизненное издание поэмы. На титульном листе дарственная надпись: «Тов. Д.Бедному». Обложка, заставки и концовки работы Л.Бруни, марка издательства Ю.Анненкова. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Библиография: Турчинский, 601.


Автограф адресован одному из самых почитаемых советских поэтов, основоположнику соцреализма в поэзии - Демьяну Бедному (1883-1945, Ефим Алексеевич Придворов). В 1920-е г.г. общий тираж публикаций Д.Бедного превысил 2 миллиона экземпляров, он пользовался дружеским расположением И.Сталина (сохранилась их объемная дружеская переписка) и особыми привилегиями со стороны партийного руководства. В его распоряжение был предоставлен личный вагон для поездок по стране. В 1929 г. он состоял уполномоченным по проведению коллективизации в Избередеевском районе (в настоящее время - Петровском). В 1930-х г.г. Д.Бедный подвергся резкой партийной критике за слишком вольное отражение реалий, фальшь, которую разглядели в его стихах, и лишился статуса первого пролетарского поэта. В 1938 г. он был исключен из партии с формулировкой «моральное разложение». В годы Великой Отечественной войны публиковался под другим своим псевдонимом – Д.Боевой.

Мария Михайловна Шкапская (Андреевская; 1891-1952) родилась в семье чиновника, участвовала в марксистских кружках, и была вместе с мужем Г.О.Шкапским в 1913 г. выслана за границу. Благодаря стипендии, выданной мужу для продолжения образования миллионером-филантропом Шаховым, окончила литературный факультет в Тулузе (1914), где познакомилась со многими русскими литераторами. Одним из них был И.Эренбург, которого М.Шкапская считала своим учителем и другом. Вторым ее учителем был М.А.Волошин. В 1920 г. по рекомендации А.Блока и М.Кузмина она была принята в члены петроградского Союза поэтов.

Всего Мария Михайловна в 1921-1925 г.г. выпустила 6 небольших стихотворных книжек, в том числе и поэму «Явь», в которой соединила эпическую форму и детальное описание смертной казни, виденной ею в Новочеркасске, и сутолоки вокруг повешенного. Тема поэмы далека от других поэтических сборников М.Шкапской, которые откровенно говорили о судьбе и назначении женщины-матери, передающей детям наследственность единого человечества. Объединяющим звеном между «Явью» и остальными стихами М.Шкапской остался ее музыкальный, почти прозаический стиль, пронизанный библейскими мотивами. Одни критики называли ее стихи женскими, другие – физиологическими. И все же осуждающий голос оказался сильней, и во второй середине 1920-х г.г. М.Шкапская оставила поэзию, писала для газет и журналов.

Оформление сборника принадлежит художнику-конструктивисту Льву Александровичу Бруни (1894-1948). С М.Шкапской художника объединял круг М.Волошина, в который входили К.Кандауров, К.Богаевский, М.Цветаева, С.Эфрон. Основную известность Л.Бруни составили его контррельефы, исполненные в стиле конструктивизма, а также портрет К.Бальмонта, под влиянием которого художник создал серию иллюстраций к «Витязю в тигровой шкуре» Ш.Руставели.