Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Штурм Р. Бюджет. Спб., 1907. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением между бинтами на корешке. Отличная сохранность.

Автор: Штурм Р.
Год издания: 1907


Штурм Р. Бюджет. Перевод А.С.Изгоева. С пятаго издания, пересмотреннаго и приведеннаго в соответствие с новейшими данными. С приложением статьи доцента М.И.Фридмана: «Наше законодательство о бюджете». Спб., типография т-ва «Общественная Польза», 1907. [8], 600 c. 21 x 14,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением между бинтами на корешке. Отличная сохранность. На титульном листе и его обороте дореволюционный штамп и владельческая подпись: «Библиотека Р.Л.Мюллера. Отд. 33 кн. 59 № 276», дата: «18 май 1917».


Настоящая работа принадлежит перу Ренэ Штурма, известного французского экономиста, профессора Школы политических наук. Его монография о бюджете и бюджетной политике до сих пор не утратила своей актуальности в области экономической науки и является классическим памятником истории экономической мысли. Р.Штурм рассматривает в своей работе особенности системы бюджетного права в ряде ведущих западных стран: Англии, Пруссии, Соединенных Штатах, Франции. Основные разделы книги посвящены подробному описанию каждого этапа подготовки, утверждения и контроля за исполнением государственного бюджета.

Автор говорит о том, каким образом происходит формирование бюджета. В этом процессе ведущую роль играет министр финансов с его многообразными финансовыми функциями. Полномочия по составлению бюджета обычно принадлежат исполнительной власти, ключевое место в этом деле также занимает парламентская инициатива. Как показано в одной из глав, история складывания бюджетного права и специфика бюджетной политики в странах Европы и в Соединенных Штатах имели интересные черты, которые отчетливо характеризовали политическое состояние и общественное устройство той или иной страны (например, в Англии парламент практически не участвовал в бюджетной инициативе, оставляя ее на долю правительства). Метаморфозы бюджетной системы были в значительной степени связаны с ходом политической истории государства.

Бюджетное право в Европе имело долгую историю развития, подчас очень драматичную. Торжество того принципа, что разрешение доходов и расходов принадлежит народу, потребовало больших жертв и времени. В ходе напряженной борьбы жители европейских государств завоевали право полного участия в составлении государственного бюджета и влияния на его использование. Две английские революции XVII века были напрямую связаны именно с этим вопросом. Американская война за независимость тоже была вызвана произвольной системой взимания налогов, которую установила для своих колоний Британия (колонисты желали платить налоги не как рабы, а как полноправные граждане).

Р.Штурм объясняет разницу между способами исчисления доходов и расходов в главных европейских странах, а также то, от каких обстоятельств зависело введение обыкновенного или чрезвычайного бюджета. Автор раскрывает скрытую от глаз работу законодательных бюджетных комиссий, обсуждавших проекты бюджета в общем и по отдельным статьям. Затем уже проект выносился на публичное обсуждение, проходила процедура урегулирования бюджета. Освещена бюджетная роль обеих палат парламента. Бюджет, как важнейший государственный документ, имел схожий для многих стран формуляр, содержание которого достаточно подробно описывает Р.Штурм в одном из разделов книги. Принципы организации Министерства финансов были в целом весьма схожи в разных странах, хотя имелись и некоторые отличия. Разным могло быть традиционно принятое время составления бюджета, а также дата начала финансового года.

Бюджет в большой мере формировался за счет прямых налоговых поступлений, а также косвенных налогов и таможенных пошлин. Все нити контроля над этими процессами были сведены к министру финансов и его администрации. Р.Штурм выявляет роль банков в бюджетной политике, очерчивает пути финансовых потоков – с момента их поступления к первичным приемщикам, затем централизации в государственном казначействе и, наконец, до момента перечисления пенсионерам, госслужащим, военным, государственным поставщикам и т.д. На заключительном этапе осуществлялся контроль над исполнением бюджета. Контролирующие организации следят за тем, не превысила ли исполнительная власть своих полномочий. Главное место среди них занимает Счетная палата.

В целом, монография Ренэ Штурма дает исчерпывающее представление об истории бюджетной политики в западных странах на протяжении XVII-XIX в.в. В ней раскрывается содержание многих специальных терминов: мажоризация, исполнение по календарному периоду, ограничительные кредиты, сметный и календарный периоды и т.д. В настоящем издании монографии Р.Штурма помещена статья крупного русского экономиста М.И.Фридмана, в которой общая картина европейской бюджетной политики дополнена подробными сведениями обо всех сторонах бюджетного права Российской империи.