Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Снегирев И. Начертание жития Московского митрополита Платона. 2 части. М., 1831-1835; Последние дни жизни ... высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго. Киев, 1858. Конволют в полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность.

Автор: Снегирев И.
Год издания: 1831


[Снегирев И.]. Начертание жития Московскаго митрополита Платона. 2 части. М., в типографии Августа Семена, 1831-1835.

Ч. 1. Новое издание, вновь написанное И.С. (1831). [2], VIII, 3-116, IV с.
Ч. 2. Другое издание, после напечатаннаго в 1831 году с дополнениями. Ив. Сн. (1835). 148, VI, [2] с.

Библиография: Международная книга, 55-1559.

Последние дни жизни почившаго в бозе высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго, с прибавлением некролога, духовнаго его завещания, слова и речей, произнесенных при погребении его. Киев, в Университетской типографии, 1858. [4], 139 с. Посмертная публикация, одна из первых, посвященных жизни митрополита Филарета. Вышла отдельным оттиском в рамках журнала «Воскресное чтение», №№ 50, 51/52.
Библиография: Международная книга, 55-1559; 55-1997.

21,4 х 12,8 см. Конволют в полукожаном переплете эпохи. Хорошая сохранность. На переднем форзаце запись простым карандашом: «Подарена Ник. Сем. Поспеловым 19 декабря 1929 года - под день кончины митрополита Филарета Киевскаго».

Николай Семенович Поспелов (1890-1984) - доктор филологических наук, профессор МГУ, был сыном священника - Семена Дмитриевича Поспелова из Марие­Магдалинской церкви 1-й Градской больницы. В 1915 г. он являлся сотрудником Православного братства святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и имел Открытый лист (пропуск в Кремль), «для устройства бесед о московских святынях и руководства ранеными при поклонении им». Был также членом Религиозно-философского кружка, куда входили А.Ф.Лосев, о. Николай Подошенко, о. Сергий Дурылин. 

Автор первой книги, вошедшей в конволют, Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) - выдающийся историк, археолог, этнограф, профессор Московского университета, известный знаток московских древностей, церковной истории и архитектуры. Ученый составил историко-археологическое описание почти всех московских и подмосковных монастырей и церквей, установил дату первого упоминания о Москве - 4 апреля 1147 г. Большая часть его трудов посвящена русской старине, археологии, народной словесности и лубку. И.М.Снегирев более всех своих предшественников потрудился над изучением памятников старинного русского зодчества. Он был необыкновенно плодовитым ученым и оставил по себе 324 работы - от многотомных изданий до небольших статей.

Петр Егорович Левшин (1737-1812) - Московский митрополит Платон, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, ректор Московской Духовной академии, религиозный писатель. Выдающийся иерарх Русской православной церкви, он сам был для своего времени весьма просвещенным человеком и приложил большие усилия для распространения образования: улучшал уровень преподавания в семинариях и духовных училищах, увеличил их количество. Платон Левшин сделал подчиненные ему духовные учебные заведения образцами для всей страны.

Сочинение изначально было написано по просьбе императрицы Марии Федоровны, духовной дочери митрополита Платона, и имело посвящение ей. В последующих изданиях И.М.Снегирев использовал новые источники, чем значительно дополнил и обогатил биографию митрополита Платона. Первое издание вышло вскоре после смерти митрополита в 1818 г., второе - в 1822 г., два издания вышли в 1831 и 1831-1835 г.г., в последний раз книга издавалась в 1891 г. Сочинение публиковалось под разными названиями, его отличает информативное повествование и художественный язык, превращающие чтение в подлинное удовольствие.

Во второй публикации представлены последние годы жизни митрополита Киевского и Галицкого Филарета. В издании дается личностная характеристика иерарха, раскрыты те черты его характера, о которых знали только люди, тесно общавшиеся с ним. Описание болезни, переносимой им стоически, и смерти сопровождается текстами духовного завещания митрополита и речей, произнесенных на его похоронах, а также некрологом.

Филарет (до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, в схиме Феодосий; 1779-1857) - митрополит Киевский и Галицкий, происходил из семьи сельского священника Орловской губернии. В 20 лет принял монашеский постриг, начал движение по иерархической лестнице, но, судя по всему, не был уживчивым подчиненным и не сгибался перед начальством. В 1804 г. он был возведен в сан архимандрита, но в том же году отправлен в качестве «ссылки» из Орловской епархии в Уфу руководить недавно открытой семинарией. В 1813 г., после трехлетней деятельности в Западной Сибири и положительных отзывов о ней, о. Филарет становится настоятелем Иосифо-Волоцкого монастыря, а с 1816 г. - ректором Московской духовной академии. Впоследствии управлял Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. Митрополит Филарет (Дроздов) так отзывался о нем: «благочестие и строгая жизнь дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих… Общий характер академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием его характера».

С 1819 г. Филарет Амфитеатров возглавлял епископские и архиепископские кафедры. В 1836 г. он становится архиепископом Ростово-Ярославским, а в 1837 г. был пожалован саном митрополита Киевского и Галицкого. Он заботился о строительстве и украшении храмов и монастырей, о духовном просвещении и подъеме уровня образования духовенства. Большое значение для него имели благотворительность и милосердие к бедным всякого звания. Строгий к себе, он вел жизнь подвижника, а в отношении к другим был весьма снисходителен. Митрополит Филарет был более практик, нежели теоретик, он выражал идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Но, в то же время, он состоял членом Российской академии, Московского общества истории и древностей российских, Киевского и Казанского университетов. Кроме лекций по догматическому богословию и толкований на отдельные части Писания, его перу принадлежит немало проповедей и духовных бесед, а кроме того, обширная переписка.