Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Соборник. Слова избранныя о чести святых икон и о поклонении. М.: при Свято-Троицкой Введенской церкви в типографии единоверцев, 1910. В издательском цельнокожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1910


Соборник. Слова избранныя о чести святых икон и о поклонении. М.: при Свято-Троицкой Введенской церкви в типографии единоверцев, 7418 (23.07.1910). 4, 283, 173 л. 22,7 х 16,2 см. Перепечатано первым тиснением с книги: «Сборник о почитании икон (в 12 словах)», изданной в Москве 26.08.1642 г. при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иосифе тиражом 1200 экземпляров. Текст отпечатан на бумаге верже на церковно-славянском языке кириллическим шрифтом в две краски, украшен гравированными на дереве заставками и ломбардами. В издательском цельнокожаном переплете: доски в коже со сплошным блинтовым тиснением на крышках и корешке. На корешке на красном фоне золотое тиснение названия: «Соборникъ». Застежки с растительным и глазковым орнаментом и спеньки желтого металла. Отличная сохранность. На обороте последнего листа крестьянская владельческая запись неумелым полууставом начала ХХ века: "Сия книга Михаили Ефимова".


Книга была одной из первых учительных и полемических книг, изданных в России. Несколько таких книг вышли еще в 1641 г. - Маргарит Иоанна Златоуста и Пролог на первую половину года. Но в основной массе они начали выходить при патриархе Иосифе, избранном на престол в 1642 г., и Сборник о почитании икон стал первой четьей полемической книгой, напечатанной при нем. Сборник имел большое значение в борьбе с протестантами и в укреплении почитания икон среди православных. Церковные книги, изданные при Иосифе, были последними, отражавшими до-никоновскую редакцию текстов и обрядность. Кроме того, издания эти отвечали на актуальные запросы своего времени и являются важным источником информации об идеологических поисках первой половины XVII века. Поэтому они впоследствии высоко ценились и переиздавались старообрядцами.

В книге собраны 12 полемических Слов, 11 из которых являются переводами греческих текстов, написанных во времена борьбы с иконоборцами в Византии в VIII в. Последнее слово относится к полемике с ересью Феодосия Косого, которая распространилась в Московской Руси в XVI в.

Среди 11 слов, читавшихся преимущественно в пост, два текста - это увещевательные послания папы римского Григория Двоеслова к византийскому царю Льву Исаврянину, запретившему в 730 г. иконопочитание. Три слова о пользе почитания икон и «на вся иконоборцы» принадлежат св. Иоанну Дамаскину. Два из них происходят из книги «Небеса», еще одно адресовано императору Константину Копрониму. Другие поучения - это: Слово греческого царя Константина Порфирогенета «о посланнем ко Авгарю нерукотворенном и божественном образе Христа», патриарха Константинопольского св. Германа послание ко Льву Исаврянину «о кресте и о святых и о пречестных иконах, на еретики», Сказание «о чести и покланянии святых икон, избрано от многих божественных писании и яко святыя иконы изначала быша», «Многосложный свиток и многосложное писание, еже святеишии патриарси вкупе сошедшеся написаша к царю Феофилу о святых иконах и о чести сих и покланянии», «Сказание известно о чюдесех пресвятыя владычицы нашея Богородицы, еже пречистою и честною ея иконою содеяся, яже и римляныни нарицатися обыкши».

Книга была переиздана в начале ХХ века Единоверческой типографией, возникшей в конце 1818 г. при Московской Единоверческой Свято-Троицкой Введенской церкви. С того времени в ней стали печатать богослужебные книги так, как это делали до реформ патриарха Никона. Порядок издания книг регламентировался правилами, принятыми в 1820 г. До 1905 г. тексты, издававшиеся в типографии, подвергались тщательной цензуре представителей официальной церкви, поэтому печать одного издания занимала значительное время, а репертуар книг был весьма узок. Но после отмены цензурных ограничений издательская деятельность этой типографии приняла достаточно массовый характер.