Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сперанский Н. Кризис русской школы: Торжество политической реакции. - Крушение университетов. М., 1914. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Автор: Сперанский Н.
Год издания: 1914


Сперанский Н. Кризис русской школы: Торжество политической реакции. - Крушение университетов. М., [типо-литография Товарищества И.Н.Кушнерев и Ко.], 1914. VI, [2], 271 с. 21,7 х 14,7 см. Книга впоследствии не переиздавалась. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


В острополемической книге известного историка, публициста и педагога Н.В.Сперанского рассмотрена политика Российского государства в отношении образования и университетов в 1908-1914 г.г. - после Первой русской революции. Она не была продуманной. На этот период пришлась деятельность двух министров народного просвещения: Александра Николаевича Шварца и Льва Аристидовича Кассо. При филологе-классике А.Н.Шварце готовился новый Устав, от которого ждали либеральной реформы университетов, но все закончилось масштабным кризисом в 1911 г., связанным с деятельностью профессора Л.А.Кассо на том же посту. Он был талантливым педагогом и ученым-юристом, выпускником Гейдельберга, ряд лет преподавал в Московском университете. Его консервативные взгляды и доверие царя позволили ему получить министерский портфель в кабинете П.А.Столыпина в начале 1911 г.

Вскоре из Московского университета были уволены многие авторитетные профессора, известные своими либеральными взглядами и выразившие протесты по поводу вмешательства в автономию учебного заведения. Вслед за ними в знак протеста ушли еще более 130 профессоров и преподавателей. Были среди них ученые с мировыми именами: К.А.Тимирязев, П.Н.Лебедев, Н.Д.Зелинский, С.А.Чаплыгин, В.И.Вернадский, В.И.Пичета и др. Начались студенческие волнения в поддержку любимых учителей. В результате из университета были исключены более тысячи студентов.

Политика Л.А.Кассо увеличила государственный контроль над университетами и образованием в целом, снизила доступность высшего образования за счет роста цены на него, уничтожила университетскую автономию, что выразилось, например, в назначении профессоров вместо их избрания, и т.д. Анализируя политику двух министров, Н.В.Сперанский размышляет о том, каким должен быть университет в начале ХХ века. Он рассматривает роль государства в науке, последствия вмешательства его в жизнь университетов, говорит о значении частной инициативы в образовании, сравнивает развитие Высшей школы в Европе и России.

Автор видел в деятельности Л.А.Кассо перспективы катастрофы в области образования и разгрома российской Высшей школы. Он характеризовал новые университетские нравы, пришедшие с утверждением консервативной политики. Рассмотрена жизнь не только Московского императорского университета, но и Университета имени А.Л.Шанявского, Казанского университета. Говоря о средней и младшей школе, автор освещает проблемы родительских комитетов, потерявших возможность участия в учебном процессе, отношения школьной автократии и семьи, налогов на образование, распространения грамотности, влияния церкви и государства на школу и др.

Николай Васильевич Сперанский (1861-1921) - филолог, историк, педагог. Сын протоиерея, учился на историко-филологическом факультете Московского университета, где окончил курс в 1883 г. со степенью кандидата. Напечатал ряд ценных работ по истории европейской и русской школы.