Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Срезневский Б. Снежные заносы на железных дорогах в России. С тремя картами. Спб., 1890. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Срезневский Б.
Год издания: 1890


Срезневский Б. Снежные заносы на железных дорогах в России. С тремя картами. Приложение к LXII-му тому Записок Императорской Академии наук № 5. Спб., [типография Императорской Академии наук], 1890. [2], 92 с.; 3 л. карт. 23,6 х 15,6 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Борис Измайлович Срезневский (1857-1934) - метеоролог, профессор Юрьевского университета, академик АН УССР, сын знаменитого ученого-слависта И.И.Срезневского. Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Его диссертация, посвященная исследованию процесса испарения, была опубликована в 1882 г. После защиты Б.И.Срезневский служил в Главной физической обсерватории (1882-1892). В 1893 году удостоен Юрьевским университетом степени доктора по совокупности заслуг. В нем ученый вскоре возглавил кафедру физической географии и метеорологии, а в 1899 г. был избран деканом физико-математического факультета. Б.И.Срезневский был одним из основателей журнала «Метеорологический вестник» при императорском Русском географическом обществе (1890 г.). Позднее он стал редактором этого первого русского специализированного издания. С 1919 года Б.И.Срезневский был директором Киевской метеорологической обсерватории. Ряд его научных исследований был удостоен престижных наград.

Настоящий труд был чрезвычайно актуален для железнодорожного дела конца XIX в., поскольку одним из главных бедствий железных дорог в зимнюю пору были снежные заносы. Они на несколько дней могли остановить движение на железнодорожных линиях. Автор описывает реальную ситуацию на российских железных дорогах, связанную с зимними буранами, особенно в степной полосе. В этой связи стало очень важно иметь достоверные прогнозы погоды. При железных дорогах появляются собственные метеорологи.

Автор впервые анализирует условия возникновения заносов на материале, собранном при Департаменте железных дорог за период с 1879 по 1889 г.г., стараясь понять их причины и факторы, научиться предсказывать заносы заранее. В общем-то, это была одна из ранних попыток в отечественной метеорологии понять силы природы, влияющие на погоду, и научиться ее прогнозировать, основываясь не на народных приметах, а на точных наблюдениях и измерениях.

Б.И.Срезневский приводит в таблицах и исходные материалы для своего исследования, что делает публикацию еще и изданием источника научных данных о буранах и вьюгах, произошедших по всей Европейской России за 10 лет. В этих материалах сообщается обо всех явлениях, приведших к заносам тех или иных участков дорог, о последствиях заносов, например, остановке движения или опоздании поезда такого-то маршрута.